20 октября 2021 18:33

Спорный груз

РЖД требуют от поставщиков зерна равномерности погрузки

Зерновые трейдеры в очередной раз предъявляют к ОАО «РЖД» претензии, связанные с недостатком специализированных вагонов. Однако в компании считают, претензии трейдеров вызваны их желанием успеть вывезти урожай на экспорт до введения заградительных пошлин.
РЖД требуют от поставщиков зерна равномерности погрузки

Низкие урожаи зерна – проблема, высокие урожаи, оказывается, тоже проблема
Зерновые трейдеры в очередной раз предъявляют к ОАО «РЖД» претензии, связанные с недостатком специализированных вагонов. Однако в компании считают, претензии трейдеров вызваны их желанием успеть вывезти урожай на экспорт до введения заградительных пошлин.

По данным Российского зернового союза (РЗС), страна в конце 2007 года может выйти на рекордные месячные показатели экспорта – около 2,6 – 2,8 млн тонн. Однако там считают, что вывезти весь этот объем не удастся из-за дефицита вагонов.

«Проблема с начала октября стала невыносимо острой практически на всех железных дорогах, – сказал «Гудку» директор информационно-аналитического департамента РЗС Сергей Шаховец, – это поставило под угрозу выполнение нескольких контрактов. Кроме того, зерновозы даже в пиковые сезоны используются не по назначению. В них, например, перевозят цемент».

В ОАО «РЖД» не считают ситуацию критической. По данным генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД» Александра Донькина, за 9 месяцев 2007 года ОАО «РЖД» перевезло 18,4 млн тонн зерна, что на 4,5 млн тонн больше, чем за аналогичный период 2006 года.

План погрузки был сверстан с учетом прогнозов на урожай 2007 года (80 – 83 млн тонн) и с учетом заявок зерновых трейдеров, которые планировали отправить по железной дороге в общей сложности 22 – 23 млн тонн, в том числе около 10 млн тонн – на экспорт.

Принятый в ОАО «РЖД» план погрузки зерна составляет 1245 вагонов в сутки, что выше аналогичного периода прошлого года на 20,6%. По данным ЦФТО, даже такой план перевыполняется на 8,8%. Однако накануне введения заградительных пошлин на экспорт пшеницы и ячменя (будут действовать с 10 ноября до 30 апреля) трейдеры пытаются отправить максимально возможные объемы зерна в направлении морских портов, на экспорт. Для примера: в октябре внутренние перевозки зерна упали на 26,6%, а экспортные увеличились более чем вдвое и превысили 1,7 млн тонн.

Неравномерность в погрузке привела к скоплению вагонов на дорогах. Например, по состоянию на 29 октября на СКЖД стояло 1400 зерновозов, следующих под выгрузку в порты Новороссийск и Туапсе.

Кроме того, трейдеры пытаются подстраховаться и заявляют к отгрузке намного больше зерна, чем есть в наличии. В результате возникают ситуации, подобные уже описанной в «Гудке» в конце сентября, когда алтайские производители потребовали подавать 200 дополнительных зерновозов в сутки, а реально грузили не более трех вагонов.

Вице-президент ОАО «РЖД» Вячеслав Лемешко заявил, что компания владеет достаточным парком зерновозов – 33 тыс. штук. Это позволяет обеспечить перевозку 30 – 35 млн тонн зерна в год, что намного больше, чем планируют трейдеры. «В закупке новых зерновозов ОАО «РЖД» необходимости пока не видит», – сказал Вячеслав Лемешко. Он напомнил также, что успешное обеспечение транспортировки возможно лишь при условии равномерной погрузки.

Однако представитель РЗС Сергей Шаховец утверждает, что проблемы гораздо глубже и связаны не только с грядущими заградительными пошлинами, но и с ростом производства зерна. По прогнозу, через 5 лет урожай превысит 100 млн тонн и перевезти его будет не в чем. По этому поводу Зерновой союз хочет провести с ОАО «РЖД» переговоры о закупках новых спецвагонов.

Вячеслав Лемешко полагает, что переговоры о закупке новых зерновозов целесообразно вести с руководством созданного в этом году ОАО «Первая грузовая компания», куда передан специализированный подвижной состав. Генеральный директор ОАО «Первая грузовая компания» Салман Бабаев, в свою очередь, заявил, что при обеспечении равномерной отгрузки с элеваторов в течение года вывезти весь объем зерна можно без проблем. Закупка дополнительных зерновозов в этом случае не потребуется.

А председатель исполнительного комитета Координационного транспортного совещания стран СНГ Чингиз Измайлов напомнил, что во времена МПС простой зерновозов компенсировался государством. Сейчас, когда РЖД являются акционерным обществом, никто этого делать не собирается. Закупив новые вагоны, ОАО «РЖД» понесет дополнительные убытки. Позицию зерновых трейдеров, которые продолжают упирать на статус публичного перевозчика ОАО «РЖД», обязанного любой ценой предоставлять вагоны, эксперт назвал неконструктивной. «Минсельхоз и РЗС вполне могут заключить соглашение о субсидировании содержания зерновозов до интенсивных перевозок зерна», – заявил эксперт.

Александр Шугаев


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31