25 октября 2021 10:03

Биржа ждет операторов

Симан Поваренкин, председатель совета директоров группы «Промышленные инвесторы»: «Одна из тенденций современной российской экономики – выход крупных компаний на публичное размещение своих акций на бирже. Однако она пока не коснулась рынка железнодорожных перевозок»
Симан Поваренкин, председатель совета директоров группы «Промышленные инвесторы»
Одна из тенденций современной российской экономики – выход крупных компаний на публичное размещение своих акций на бирже. Однако она пока не коснулась рынка железнодорожных перевозок. Я вижу ряд объективных причин, объясняющих эту ситуацию.

Сугубо экспедиторским компаниям масштабы не позволяют выходить на IPO. У них просто нет тех активов, которые могли бы заинтересовать биржевых игроков. Они с точки зрения логики бизнеса должны постепенно сливаться либо с компаниями-грузовладельцами, либо с крупными операторскими компаниями.

А вот отсутствие на бирже компаний-операторов, по моему мнению, временное явление. «Северстальтранс» уже сделала международную отчетность и привлечение заимствований. Хотя компания не выпускала на биржу капитал, выпускались ее долговые обязательства.

Да, пока это явление не стало массовым. Существует определенная консервативность транспортной отрасли. Она всегда являлась одной из основных структур, на базе которых развивается вся остальная экономика страны. В тяжелейшие периоды для нашей экономики именно железнодорожники брали на себя функцию ее поддержки. Даже если приходилось в какой-то мере работать в ущерб себе.

Отмечу, что подобное явление характерно не только для России, но и для всех стран с развитой железнодорожной инфраструктурой – этот сегмент всегда и везде выступал в качестве базы для развития экономики. Это не могло не повлиять и на отношение к отрасли и к ее субъектам со стороны инвесторов. Инвесторы предпочитают рыночные компании, ориентированные в первую очередь на получение прибыли и не обремененные какой-либо социальной нагрузкой.

Это один из ключевых моментов, объясняющих, почему до сих пор не было размещений на бирже акций участников рынка железнодорожных перевозок.

Но сейчас ситуация меняется. Мы можем видеть, как на рынок привлечения капиталов выходят судоходные компании, а за рубежом – и крупные операторские компании.

Эта тенденция во всем мире сформировалась буквально 5 – 7 лет назад. Поэтому нет оснований говорить, что мы отстали от общих тенденций. И необходимо определенное время, чтобы даже сугубо рыночные компании, занимающиеся оперированием подвижным составом, вышли на биржу со своими активами.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31