25 октября 2021 09:48

Дорога на всем экономит

ЮУЖД внедряет автоматизированную систему управления ресурсосбережением, которая должна сократить расходы на энергоносители

ЮУЖД внедряет автоматизированную систему управления ресурсосбережением, которая должна сократить расходы на энергоносители. Реализация первого этапа нового пилотного проекта будет закончена на магистрали к декабрю этого года.
ЮУЖД внедряет автоматизированную систему управления ресурсосбережением, которая должна сократить расходы на энергоносители

Машинисты должны уметь не только водить поезда, но и экономить энергоресурсы
Реализация первого этапа нового пилотного проекта – внедрения автоматизированной системы управления топливно-энергетическими ресурсами (АСКУ ТЭР) – будет закончена на магистрали к декабрю этого года.

По данным разработчиков системы – специалистов Отраслевого центра внедрения ОАО «РЖД», АСКУ ТЭР позволит осуществлять автоматизированный учет поставок и потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов, использовать полученные данные при планировании объемов и лимитов норм потребления, а также оптимизировать расчеты за их покупку и продажу.

Автоматические датчики АСКУ ТЭР будут снимать показания расхода энергоносителей и воды на всех предприятиях магистрали. Полученные данные будут передаваться на дорожный сервер, откуда поступят в созданный в этом году на магистрали дорожный топливно-энергетический центр.

Центр будет управлять фактическим потреблением ресурсов, а его специалисты – сводить воедино все существующие на дороге наработки в сфере регулирования потребления энергии. Кроме того, благодаря анализу оперативной информации по расходу топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) будут оптимизированы расчеты с поставщиками энергоресурсов и воды. Ранее они зачастую калькулировались без учета реального потребления ресурсов предприятиями магистрали.

«АСКУ ТЭР повысит оперативность и достоверность учета, минимизирует ручной труд при учете тепловой энергии и энергоносителей. Это позволит поднять показатели экономии энергоресурсов на нашей дороге на новый уровень, – пояснил начальник дорожного топливно-энергетического центра ЮУЖД Владимир Муругов. – Планируется, что годовая экономия эксплуатационных расходов от внедрения системы составит 25,3 млн руб. в год».

До конца 2007 года АСКУ ТЭР будет установлена на всех предприятиях Челябинского отделения и части предприятий Карталинского отделения магистрали. Ее внедрение обойдется в 81 млн 680 тыс. руб.

В будущем году дорога планирует завершить установку АСКУ ТЭР на Карталинском и Курганском отделениях, а в 2009-м – на Оренбургском.

Готовясь к установке новой системы, работники топливно-энергетического центра изучили нынешнюю структуру расходов ресурсов на магистрали. В первую очередь на потреблении электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов, поскольку эти затраты составляют 14,4% всех эксплуатационных расходов дороги.

«Проведены проверки расхода топлива и электроэнергии на линейных предприятиях Петропавловского, Челябинского и Оренбургского отделений, – говорит Владимир Муругов. – Утвержден порядок нормирования всех видов топлива, электроэнергии и смазочных материалов, создан макет дорожного энергетического паспорта потребителей топливно-энергетических ресурсов. Центром пересмотрены и в ближайшее время будут введены в действие новые документы о порядке поступления и отпуска дизельного топлива и масел, методики их расходования предприятиями дороги».

На дороге развернута работа и по внедрению в локомотивных депо аппаратно-программных комплексов по выработке оптимальных режимных карт ведения поезда. С их применением проводится обучение локомотивных бригад экономии электроэнергии и дизельного топлива. На основе программы по расчету энергооптимальных режимов движения работает система автоведения пассажирских поездов (УСАВПП) и грузовых поездов (УСАВПГ). В локомотивном депо Челябинск системой автоведения оборудованы все пассажирские электровозы ЧС-7. В депо Курган УСАВПГ установлена на половине электровозов ВЛ10.

Еще одно направление экономии электроэнергии на тягу поездов – применение рекуперативного торможения.

Горный профиль многих участков ЮУЖД позволяет активно пользоваться этим энергосберегающим фактором. При его применении на спуске электроэнергия, выработанная двигателями электровоза, передается электровозу, идущему на подъем. Всего на магистрали за девять месяцев этого года с помощью рекуперативного торможения было сэкономлено 101,9 млн кВт/ч электроэнергии.

Для более эффективного применения этой технологии при вождении поездов по системе многих единиц (СМЕТ) необходимы датчики выравнивания токов рекуперации, позволяющие контролировать нагрузку на тяговых двигателях локомотива. Сегодня ими оборудован весь локомотивный парк депо Златоуст.

Реальную экономию дает и контроль за расходом дизельного топлива при помощи автоматического программного комплекса «БОРТ», которым оборудованы 65 тепловозов ЮУЖД. Еще на 30 локомотивах установка комплексов запланирована до конца этого года. Благодаря использованию «БОРТ» за девять месяцев 2007 года при увеличении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года тонно-километровой работы на тепловозной тяге на 16,6% расход дизельного топлива возрос лишь на 11,7%. Тем самым было сэкономлено 2084 тонны топлива, или 16,8 млн руб.

Специалисты центра уверены, что внедрение АСКУ ТЭР позволит упорядочить работу по экономии всех видов топливно-энергетических ресурсов.

Пилотный проект по внедрению новой системы также стартует на Западно-Сибирской, Свердловской, Калининградской и Горьковской железных дорогах.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31