23 июля 2021 22:20

Каждому – по риску

Минтранс использует новый метод финансирования строительства инфраструктуры

Особенностью федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы» будет широкое использование нового для страны метода проектного финансирования. Он позволит более справедливо распределить риски между участниками.
Минтранс использует новый метод финансирования строительства инфраструктуры

Расчет транспортных проектов – это уже не арифметика, а искусство
Особенностью федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы» будет широкое использование нового для страны метода проектного финансирования. Он позволит более справедливо распределить риски между участниками.

«Мы приступаем к реализации новой ФЦП по формированию транспортных систем и сейчас рассматриваем проекты регионов, чтобы учесть в своих планах их заявки, – сообщил на инвестиционном форуме в Сочи министр транспорта Игорь Левитин. – Формы инвестирования, которые были раньше, уже не проходят, нужно проектное финансирование, долгосрочные проекты».

Министр заметил, что уже не стоит вопрос о средствах. Важно, как ими распорядиться, что является приоритетным и каким образом инвестировать в те или иные проекты.

«Для подъема только авиации требуется порядка триллиона рублей, которые нужно вложить в строительство аэропортов, хабов, новых систем безопасности, – считает заместитель министра транспорта Александр Мишарин. – Разумеется, государству здесь необходима помощь частного бизнеса».

Недавно на заседании правительства премьер Виктор Зубков критиковал подчиненных за то, что они затягивают подготовку законодательной базы по Западному скоростному диаметру в Санкт-Петербурге. Из-за этого стоимость проекта возросла с 70 до 120 млрд руб. А ведь государство уже одобрило 12 проектов, которые должны финансироваться из Инвестфонда. И значит, на Инвестфонд ложится дополнительная незапланированная нагрузка. Удорожание работ – это только один, хотя и наиболее часто встречающийся риск. Проект может просто не окупиться.

Хрестоматийный пример – тоннель под Ла-Маншем. Специалисты говорят о неверных расчетах в части транспортных потоков. В том же тоннеле возникли инженерные проблемы, и его пришлось ремонтировать – еще один риск, не так уж редко встречающийся в мировой практике. В результате управляющая тоннелем компания близка к банкротству.

Существуют еще десятки и сотни более мелких рисков, на которые, как говорят эксперты, изначально лучше вообще не обращать внимания (поскольку тогда строительство и не начнется), однако при их появлении кто-то будет вынужден понести дополнительные расходы.

«Главные проблемы лежат даже не в сфере законодательства, а в зоне правоприменения, – считает Иннокентий Иванов, старший юрист Freshfields Bruckhaus Deringer, компании, которая сопровождает все крупные проекты ГЧП, в том числе и Западный скоростной диаметр. – Должен быть решен вопрос эффективного баланса интересов между государством и частным бизнесом.

Перед государством стоят большие задачи в части развития инфраструктуры и социального развития, и оно должно обеспечивать эти задачи, но для частного бизнеса смысл реализации проектов – это эффективность. Инвестор не пойдет, если не сможет эффективно реализовать проект с прибылью для себя».

В российских условиях, к примеру, очень высок риск из-за того, что в случае финансирования обычными методами из бюджета объект управляется из рук вон плохо и быстро приходит в негодное состояние.

«Отличительная особенность финансового проектирования – это то, что у объекта появляются хозяин и вполне определенные финансовые показатели, по которым можно оценить эффективность его строительства и эксплуатации, – пояснил «Гудку» партнер компании «Эрнст энд Янг – бизнес-консультирование» Сергей Закатий. – Кроме того, взаимность интересов государства и бизнеса является своего рода финансовой страховкой.

К примеру, государство при наличии большого количества объектов и серьезного вклада в них не заинтересовано в том, чтобы инфляция превышала запланированные показатели, так как это ухудшает качество бизнес-планов и ведет к потерям для бюджета».

Как считает Игорь Левитин, пора переходить и на менее масштабные проекты, на которые внебюджетное финансирование смогут привлечь и регионы. Кстати, сейчас решается задача создания региональных инвестиционных фондов, которые в отличие от федерального Инвестфонда могли бы финансировать относительно небольшие проекты стоимостью, например, от 1 млрд руб. По крайней мере, министр финансов Алексей Кудрин против этого не возражает и пообещал рассмотреть вопрос.

Справка «Гудка»
    Метод проектного финансирования используется в том случае, если у участников недостаточно средств для реализации проекта и поэтому необходимо привлечение заемных средств на самой первой стадии строительства. При организации метода создается отдельная компания специально под конкретный проект. Источником денежных средств для возврата полученного финансирования становится свободный денежный поток, генерируемый исключительно этим конкретным проектом.

    Учредителями проектной компании выступают компании-спонсоры проекта. Возможно также сотрудничество других сторон, которых спонсоры решают допустить к участию в акционерном капитале. Часто такое бывает, если кто-то обладает какой-то уникальной технологией.

    Заемное финансирование, которое привлекают спонсоры, предоставляется именно проектной компании. В этом случае если проектная компания по каким-то причинам банкротится, то ее кредиторы не смогут обратить свои требования на активы компаний-спонсоров.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31