06 августа 2021 03:05

Три сценария жизни

Минэкономразвития дало РЖД тарифы на двенадцать лет

Минэкономразвития дало РЖД тарифы на двенадцать лет

Министерство экономического развития и торговли начало обсуждение ключевого документа экономической политики – «Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года».

То, что эта стратегия оказалась вообще написанной, является большим достижением правительства. По крайней мере, это отмечали все бизнесмены и эксперты, приглашенные для обсуждения документа общественной организацией «Деловая Россия».

Правда, как самокритично отметил заместитель руководителя МЭРТ Андрей Белоусов, документ появился лишь благодаря прямому и жесткому указанию президента Владимира Путина. Как можно было понять из его слов, без этого министерство едва ли стало бы заниматься такой сложной и объемной работой, за которую все равно получало бы только критику, так как учесть в ней все интересы просто невозможно. Основная цель «Стратегии» – вернуть Россию в лидеры мировой экономики.

Тем не менее стране, как всегда, предложено три сценария развития ситуации.

Первый, который в МЭРТ окрестили «инерционным», предполагает средний рост ВВП до 2020 года на уровне 2 – 3%, при этом сохраняется наша «генетическая» структура экономики: доминирование в ней крупных сырьевых секторов и экспортеров нефти и газа. Технологии в основном останутся, как и сейчас, импортными.

Второй сценарий назвали «энерго-сырьевым». Он предполагает, что страна совершает рывок, связанный с максимальным использованием конкурентных преимуществ нашей инфраструктуры – энергетической и транспортной. Здесь необходимо преодолеть ограничения, связанные с намечающейся нехваткой энергии, и ликвидировать транспортные барьеры.

Развиваются новые проекты по добыче сырья в Восточной Сибири и на шельфе, добыча нефти поднимается до уровня 540 – 560 млн тонн, газа – до 640 млрд кубометров. Происходит рывок и в развитии транспортной инфраструктуры – строятся новые дороги, порты, аэродромы, хабы. То есть ускоренное развитие транспорта привязано как раз ко второму варианту. Рывок дает и более высокие темпы роста ВВП – 5 – 6% в год.

Новаторством МЭРТ можно считать то, что министерство впервые просчитало возможные риски, которые встретятся на этом пути. Есть вероятность, что не удастся в полной мере решить задачи по развитию конкурентных обрабатывающих отраслей (в первую очередь авто- и авиастроение, в которых нас никто не ждет на мировых рынках) и дисбаланс в торговом сальдо сохранится. Уже в ближайшие два года страна получает отрицательное торговое сальдо, а к 2020 году оно может достичь $300 млрд, что равно нынешнему экспорту.

Если в жизнь воплотится третий вариант развития – развилку, связанную с отрицательным сальдо платежного баланса, страна пройдет практически без потерь
Третий – инновационный сценарий. В МЭРТ попытались понять, какие сдвиги нужно произвести в экономике, чтобы она начала считаться инновационной, чем придется пожертвовать, какие понести затраты.

Собственно, третий сценарий отличается от второго тем, что предполагает несколько меньшие затраты на сырьевые проекты и резкий рост наукоемких и среднетехнических отраслей. Два последних варианта делают ставку на капитал (норма накоплений повышается до 30 – 32% вместо сегодняшних 20%), но если в энергосырьевом варианте преобладает капитал промышленный, то в последнем случае – это капитал высокотехнологичных отраслей и, что особенно важно, человеческий. Предполагаются существенные вложения в социальные сферы.

Кстати, при этом через десять лет средний класс будет составлять половину населения, а это произведет очень масштабные сдвиги и в экономике, и в политике. Рост ВВП по этому сценарию будет превышать 6,4%.

Как заметил директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач, за последними двумя сценариями стоит волнообразная динамика экономики в целом, потому что уже в ближайшие годы страна подходит к различным развилкам на экономическом пути.

К примеру, уже сейчас надо решать проблемы, связанные с резким ухудшением платежного баланса в 2009 – 2010 годах. К этому времени из-за резкого роста импорта торговое сальдо станет отрицательным. Если не удастся поднять конкурентоспособность экономики, это потребует или девальвации рубля, или продажи части активов иностранному капиталу и перераспределения контроля над ключевыми отраслями. Это будет в первом варианте.

Если же по второму варианту возрастет конкурентоспособность за счет традиционных секторов, то это позволит в 2 – 2,5 раза снизить темпы импорта, и в этих условиях курс рубля остается стабильным, хотя реальное укрепление прекратится. Если в жизнь воплотится третий вариант развития, эту развилку страна пройдет практически без потерь.

Тем не менее в ближайшее время – 2008 – 2012 годы – России все равно независимо от сценариев нужно преодолеть отставание в энерго- и транспортной инфраструктуре.

МЭРТ спрогнозировал по годам тарифы для субъектов естественных монополий. Особенно взрывной рост предусмотрен для цен на газ – в зависимости от сценария от 44,3% до 21,2% в 2011 году с постепенным снижением до 1 – 2% к 2020 году. Электроэнергия с этого же периода начнет дорожать на 15 – 20%. Рост железнодорожных тарифов наиболее скромный – в худшем случае лишь 10,2% (см. таблицу).

«Тарифы в «Стратегии» индексируются по мере роста инфляции, – заявил «Гудку» старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус. – Они нормальны для эксплуатационной работы и восстановления основных фондов, но совершенно недостаточны для расширения сети. Поэтому вопрос расширения будет требовать участия государства и частного бизнеса».

Правда, все это довольно условно, и сами разработчики «Стратегии» это признают.

«Фактически здесь заложена гипотеза, что по тарифам как на железнодорожные перевозки, так и на газ не получится нормального перехода на новые механизмы регулирования, – пояснил «Гудку» директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач. – Как известно, цены на газ будут приводиться к себестоимости, но какова формула и каков будет механизм регулирования – этого пока никто не знает. То же самое и по железнодорожным перевозкам. Как будут работать две грузовые компании и как будет работать задекларированная либерализация тарифов по грузовым перевозкам, неизвестно. Поэтому мы исходили из сложившейся ситуации, и здесь предусмотрены разные отклонения.

Обсуждение в правительстве концепции «Стратегии долгосрочного социально-экономического развития» намечено на 8 ноября.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31