25 октября 2021 09:29

По высшему классу

Конструкторы создают пассажирские вагоны, отвечающие всем международным требованиям

Михаил Рогачев, первый заместитель директора проектно-конструкторского бюро пассажирского хозяйства – филиала ОАО «РЖД»: «Вагоны нового поколения должны быть оборудованы диагностическими устройствами, системами кондиционирования воздуха, электроснабжения и автоматического торможения»
Конструкторы создают пассажирские вагоны, отвечающие всем международным требованиям

Михаил Рогачев, первый заместитель директора проектно-конструкторского бюро пассажирского хозяйства – филиала ОАО «РЖД»
– Михаил Викторович, в 2007 году ваш коллектив стал лауреатом Государственной премии. За что именно?
– Наряду с унификацией и модернизацией узлов и деталей пассажирского подвижного состава наше бюро принимает самое активное участие в проектировании врачебно-санитарных вагонов, пожарных и восстановительных поездов, а также вагонов-гаражей и другой специальной техники.
Высоко оценен, например, многофункциональный вагон-ресторан на 46 мест, который при необходимости быстро трансформируется в зал для просмотра фильмов или проведения совещаний. Широкую известность получили передвижные консультативно-диагностические центры, созданные совместно с департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» и ВНИИЖГом для оказания медицинской помощи больным даже в самых отдаленных регионах.
Первая подобная «клиника на колесах» поступила на Западно-Сибирскую железную дорогу в 1998 году. В 2004 году был сдан в эксплуатацию поезд здоровья «Хирург Николай Пирогов» на Северной дороге. На Дальневосточной с прошлого года работает диагностический поезд «Терапевт Матвей Мудров».
В 2006 году президент Владимир Путин в Кургане в ходе заседания президиума Госсовета, посвященного проблеме развития здравоохранения, посетил передвижной консультативно-диагностический центр «Хирург Николай Пирогов». Главе государства понравилось, что поезд здоровья используется не только в интересах ОАО «РЖД». До 40% его пациентов – жители отдаленных городов и станций. Затраты на проведение одной дистанционной видеоконсультации для отдаленных регионов России в 80 – 120 раз меньше суммарных затрат на поездку больного в Москву.
За создание этих перспективных технологий ряд сотрудников ПКБ и других организаций ОАО «РЖД» получили Государственную премию.

– Насколько изменились в последние годы требования к технике пассажирского комплекса?
– Современные вагоны – сложные системы, которые должны удовлетворять международным стандартам RAMS, IEC по надежности, безопасности и экологии. Их конструкции и технологии обслуживания должны снижать расходы в условиях жесткого государственного регулирования тарифов.
Вагоны нового поколения должны быть оборудованы диагностическими устройствами, системами кондиционирования воздуха, электроснабжения и автоматического торможения.

Вагон-храм – одна из разработок проектно-конструкторского бюро
– Какие нормативные документы разработали в вашем бюро в последнее время?
– Для скорейшего и качественного восстановления парка пассажирских вагонов, который после прекращения федерального бюджетирования сократился почти в полтора раза, мы обновили всю действующую нормативно-техническую документацию, а также создали новую.
За период с 1994 по 2007 год в нашем ПКБ разработано более 130 нормативных документов. В частности, руководства по деповскому, капитальному ремонту всех типов пассажирских вагонов, включая багажные, почтовые и другие.
Наш отдел проектирования и модернизации вагонов разработал конструкторскую документацию на производство капитальных ремонтов, которой руководствуются сейчас вагоностроительные заводы.
Мы создали документацию для производства свыше 5 тыс. наименований комплектующих изделий вагонов, выпускавшихся прежде только за рубежом, что позволило снизить объемы закупок запасных частей по импорту.
Ряд исследований по повышению эксплуатационно-экономических параметров, проведенных ПКБ совместно с ВНИИЖТом и другими организациями, позволил создать исходные технические требования к основным типам вагонов.

– Что нового внесли специалисты ПКБ в конструкции вагонов?
– Для повышения вместимости салонов мы предложили, не в ущерб комфорту, увеличить длину кузова до 27,4 м. Это позволило значительно сократить эксплуатационные расходы и капитальные вложения, несмотря на дополнительные траты, связанные с незначительной реконструкцией ремонтной базы.
В ПКБ организован научно-технический совет, на котором рассматриваются наиболее перспективные темы.
В этом году, учитывая просьбы с железных дорог, мы разработали крышевой кондиционер, который уже начали устанавливать на всех типах пассажирских вагонов. Для повышения теплоизоляционных качеств мы рекомендовали изготовителям использовать современные материалы, отвечающие требованиям пожарной безопасности и гигиены. Декоративный слоистый пластик в вагонах применяться больше не должен.
Наши исследования показали, что за время эксплуатации на ремонт пассажирского вагона расходуется более 36 тонн металла, то есть столько же, сколько идет на изготовление нового. Мы предложили металлоконструкции кузова делать из нержавеющей стали.
Орловский филиал ПКБ внедрил стенд контроля автоматических выключателей (СКАВ) и стенд для испытания и наладки статических преобразователей люминесцентного освещения.
Завершаются работы по созданию универсального стенда для контроля и диагностики электронных блоков, который планируется внедрить в 2009 году.
Отдел «Технологии пассажирских перевозок и АСУ» разработал программы прогнозирования пассажиропотоков и других показателей с учетом их зависимости от социально-экономических факторов и транспортных тарифов.
Два года назад ПКБ стало базовой структурой метрологической службы ОАО «РЖД». Проверки, проведенные на 10 дорогах, показали, что пассажирские депо нуждаются в разработке шаблонов и приспособлений для контроля деталей узлов вагонов, методик выполнения измерений и калибровки.
Мы продолжаем совершенствовать «поезда здоровья». К каждому из них будет добавлен вагон с дизель-электростанцией мощностью около 400 кВт. Скоро два таких поезда поступят на Красноярскую и Западно-Сибирскую дороги.
В обычных пассажирских поездах вскоре вместо титана, который занимает много места, будет установлен удобный электрочайник-водонагреватель, которым может воспользоваться каждый пассажир.
Разрабатываем мы и самолетный вариант питания: контейнеры с едой, которые можно быстро подогреть.
Наконец, наши конструкторы приступили к модификации отечественного пассажирского вагона типа РИЦ, существующий парк которых морально и физически устарел. Старые, постройки 1976 – 1984 годов, из-за несоответствия международным стандартам уже не пускают за границу.
В ПКБ предложили концепцию сбора и утилизации твердых бытовых отходов в пассажирском хозяйстве с использованием мусоросборочного комплекса, способного переработать 40 тыс. кубометров в год. В ближайшее время она будет рассмотрена на заседании правления ОАО «РЖД».

Справка «Гудка»
    Проектно-конструкторское бюро пассажирского хозяйства (ПКБ ЦЛ) было создано в январе 1994 года. Его сотрудники выполняют метрологические и конструкторские расчеты для подвижного состава пассажирского комплекса.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31