08 декабря 2021 22:39

Крыша для реликвии

Первый паровоз России вновь встретится с пассажирами

Сегодня на Витебском вокзале Санкт-Петербурга будет представлена обновленная модель поезда «Проворный», который ровно 170 лет назад выполнил первую в истории железнодорожного транспорта России поездку по маршруту Петербург – Царское Село – Петербург.
Первый паровоз России вновь встретится с пассажирами

Стальная реликвия вновь будет радовать пассажиров своим внешним видом
Сегодня на Витебском вокзале Санкт-Петербурга будет представлена обновленная модель поезда «Проворный», который ровно 170 лет назад выполнил первую в истории железнодорожного транспорта России поездку по маршруту Петербург – Царское Село – Петербург.

Такой подарок всем приезжающим в город на Неве сделала в честь юбилея Октябрьская магистраль совместно со студентами пятого курса кафедры «Локомотивы» Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения под руководством доцента кафедры ПГУПСа Леонида Сапрыкина. Необходимые для реконструкции средства – 250 тыс. руб. – выделил негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние».

Легендарный состав (паровоз и три вагона) всегда вызывал к себе особое внимание и уважение. Впервые модель «Проворного» была изготовлена студентами Технологического института еще в 1839 году в масштабе 1:4, и сейчас она находится в Центральном музее железнодорожного транспорта.

В канун 150-летнего юбилея РЖД железнодорожники и ветераны приняли решение о создании действующего макета поезда. Чертежи поезда были сняты в мастерских Балтийского депо Октябрьской железной дороги. Кроме работников электровагоноремонтного завода и локомотивного депо ОЖД, активное участие в создании макета принимали студенты и преподаватели Ленинградского института железнодорожного транспорта – нынешнего ПГУПСа. В 1987 году модель «Проворного» в натуральную величину – паровоз и три вагона – была установлена на Витебском вокзале.

Однако из-за нестабильной ситуации в стране сохранить в подобающем виде российскую реликвию не удалось. «Поезд постепенно приходил в негодность, потому что содержался в ненадлежащем температурном режиме, подвергался воздействию осадков, а некоторые предприимчивые граждане даже сняли с него некоторые детали из цветного металла», – рассказал «Гудку» Леонид Сапрыкин, который принимал участие в создании макета и 20 лет назад. Поэтому было принято решение не только возродить «Проворный», но и предоставить ему достойное место в стеклянном павильоне на Витебском вокзале. По словам начальника вокзала Тимофея Шманева, со временем предполагается сделать и подсветку уникального экспоната.

Перед началом восстановительных работ состоялась встреча двух поколений: ветеранов, которые создали модель «Проворного», и студентов, которым предстояло обновить реликвию.

«На выделенные НПФ «Благосостояние» деньги мы закупали краску, другие необходимые материалы, – рассказал г-н Сапрыкин. – И в течение месяца, с 25 сентября по 25 октября, студенты отмывали и красили вагоны и паровоз».

Благодаря совместным усилиям неравнодушных людей обновленный «стальной конь, везущий сразу много-много карет» (именно так писали об этом чуде 170 лет назад газеты), будет и дальше украшать старейший вокзал России.

«Мы гордимся тем, что участ­вовали в возрождении «Проворного», имеющего большую историческую ценность для страны, – подчеркнул директор Октябрьского филиала НПФ «Благосостояние» Владимир Верегин. – Но особенно радует, что в работе приняли участие ветераны дороги и будущие молодые специалисты, что говорит о преемственности поколений на российских железных дорогах».

Ольга Малева


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31