25 июля 2021 06:56

Свидетели истории

К годовщине железных дорог России «Гудок» отобрал самые-самые станции сети

К годовщине железных дорог России «Гудок» отобрал самые-самые станции сети. Станция Чусовская – самая литературная на железных дорогах. Еще в начале XX века в паровозном депо Чусовской работал Саша Гриневский, в будущем писатель Александр Грин.
К годовщине железных дорог России «Гудок» отобрал самые-самые станции сети

Станция Чусовская – одна из самых литературных
Самая литературная и электрическая

Станция Чусовская – самая литературная на железных дорогах. Еще в начале XX века в паровозном депо Чусовской работал Саша Гриневский, в будущем писатель Александр Грин. В городе Чусовом жили прозаики Иван Реутов, Виктор Белугин, Саул Сапиро, писал для детей Виктор Попов, сочинял стихи и басни Алексей Скачков. После войны здесь работал Виктор Астафьев.

В 65-тысячном Чусовом был открыт первый музей писателя, а традиционные в Пермском крае Астафьевские чтения включают и посещение станции.

Чусовская – одна из первых, где началась электрификация в районе Урала. 23 августа 1933 года первый поезд с электровозом СС11-04 отправился на перегон Чусовская – Утес, а через два месяца отсюда на Кизел ежедневно пошли поезда весом до 800 тонн.

«Сейчас вокзал станции – реконструированное двухэтажное каменное здание общей площадью около тысячи квадратных метров, построенное на месте кладки позапрошлого века. Его открыли в 2003 году к 125-летию станции», – рассказывает начальник станции Владимир Гуреев. 162 работника Чусовской обеспечивают движение местных электричек и транзитных пассажирских поездов, связывающих Серов, Нижний Тагил с Москвой, Санкт-Петербургом и Симферополем.


Самая холодная

Лабытнанги – самая северная станция Северной дороги. А значит, и всей сети. Даже Воркута, стоящая на Полярном круге, южнее. Морозы здесь до минус 60 по Цельсию. Старожилы говорят, что в начале 1970-х годов ртуть в термометрах съеживалась и до минус 70. В сильные морозы, ветры и снегопады жизнь в городе Лабытнанги замирает, и только железнодорожники продолжают работать. У них нет «актированных» дней, ведь без «железки» городу и краю просто не выжить. А за работу на улице им доплачивают «морозные» – плюс к «северным».

В 1948-м Лабытнанги стал железнодорожной станцией – благодаря 501-й стройке. Силами заключенных прокладывалась печально знаменитая Трансполярная магистраль, или Мертвая дорога. «Мы все здесь дети 501-й стройки, – говорит инженер станции Лабытнанги Людмила Гомуляк. – Мои родители и даже свекор со свекровью в зэковских ватниках тянули лямку той трансполярной стройки века. А потом на железную дорогу пришли работать».

«Поедем в Лабытки», «Мы в Лаптях» – коверкают это красивое слово командированные. В 70 – 80-е годы город и вовсе называли Бичегорском – из-за вокзальных «бичей», приехавших на Север в поисках работы.

Лабытнанги – ворота Ямала. Сюда по «дороге жизни» Чум – Лабытнанги с Большой земли доставляется все необходимое. Отсюда начинается знакомство гостей с «городом Семи лиственниц» – так переводится с языка ханты слово «Лабытнанги». Кстати, древние лиственницы – вот они, аккурат напротив станции. Правда, из семи остались только две. Всю жизнь старожилы станции проработали в маленьком деревянном здании. Даже туалет был на улице. И вот три года назад на месте избушки-развалюхи вырос современный вокзальный комплекс. И не какой-нибудь, а лучший в России! Его архитектурный облик незабываем – сегмент Полярного круга, как бы выступающий с поверхности земли.


Самая железная, но благоустроенная

Станция Вязовая Челябинского отделения ЮУЖД появилась в 1882 году, когда строили Самаро-Златоустовскую дорогу, продолжением которой стал Великий Сибирский путь.

Здание вокзала было построено на пологом берегу реки Юрюзань. Местность здесь болотистая, пришлось строить вокзал на сплошной каменной «подушке» высотой около полутора метров. Вокзальный комплекс сохранился до наших дней. В 2005 году там полностью обновили интерьер, зал ожидания, кассы и служебные помещения. Внешний вид здания и все элементы декора остались в первозданном виде.

В конце XIX века Вязовая была одной из самых крупных и благоустроенных на Самаро-Златоустовской дороге. В девяти верстах от нее находился Юрюзанский завод, который производил сортовое и котельное железо. Там делали железнодорожные скрепления и детали мостов, которые шли на строительство Транссибирского пути. В двадцати семи верстах располагался Катав-Ивановский рельсопрокатный и железоделательный завод. Он вырабатывал в год свыше одного миллиона пудов рельсов для российских железных дорог.

Как рассказывает начальник отдела станций службы перевозок ЮУЖД Павел Зубарев, сегодня на Вязовой организуют прием, отправление и пропуск грузовых, пассажирских и пригородных поездов, формируют и расформировывают вывозные поезда. А еще здесь отгружают уголь для населения и детали верхнего строения пути.


Самая узловая советская

Первый поезд пришел на станцию Лиски 1 января 1871 года с открытием участка новой железной дороги Воронеж – Ростов-на-Дону. В 1895 году здесь началось движение поездов в широтном направлении из Харькова до Балашова – так станция стала одним из главных перекрестков России.

В послевоенное время Лиски стала крупнейшей железнодорожной станцией в СССР. «Это узловая станция с мощным вагонопотоком грузовых и пассажирских поездов – пересечение таких направлений, как запад – восток и север – юг. В середине 80-х в отдельные сутки вагонооборот доходил до 92 тыс. вагонов в двухосном исчислении. Мы принимали 350 – 360 грузовых поездов и столько же отправляли, кроме того, проходило порядка ста пар пассажирских поездов», – рассказывает Иван Васильев, начальник региональной дирекции вокзалов Юго-Восточной дороги, работавший с начала 80-х годов начальником станции Лиски.

Сегодня станция продолжает оставаться крупнейшей на сети по пропуску транзитного вагонопотока. В летнее время через Лиски проходят свыше 50 пассажирских поездов в сутки.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31