27 октября 2021 21:57

Билет автоматом

РЖД готовы поощрять операторов розничного рынка

Павел Субботин, советник президента ОАО «РЖД», первый заместитель начальника дирекции железнодорожных вокзалов: «В настоящее время билет на поезд дальнего следования можно заказать через Интернет, но его все-таки нужно на вокзале выкупить. Это создает неудобства»
РЖД готовы поощрять операторов розничного рынка

Павел Субботин, советник президента ОАО «РЖД», первый заместитель начальника дирекции железнодорожных вокзалов
– В Федеральной пассажирской дирекции создана технологическая группа, которая совершенствует программу внедрения автоматизированного приобретения билетов как на пригородные поезда, так и дальнего следования. То есть это автоматизированная продажа пригородных билетов и получение посадочных талонов, билетов для поездов дальнего следования. Программу по автоматизированной продаже билетов на пригородные поезда курируют профильные департаменты РЖД и ФПД.

В настоящее время билет на поезд дальнего следования можно заказать через Интернет, но его все-таки нужно на вокзале выкупить. Это создает неудобства. Технология пока несовершенна, поэтому не очень востребована пассажирами. Компания предполагает сделать так, чтобы билет можно было получать через специальный автомат. При этом уточню: пока билет все-таки будет в традиционном виде.

Если речь идет об автоматизации расчетов в целом, то эту задачу компания видит шире. Не только за билеты, но и за услуги можно расплачиваться посредством платежных терминалов, превращая наличный платеж в безналичный. Таким образом, конечная задача программы – использование пассажирами устройств, аналогичных терминалам, с помощью которых в настоящее время оплачиваются услуги мобильной связи, Интернета, телевидения. Компания предполагает эту технологию применять для безналичных расчетов за услуги, предоставляемые на вокзалах. Кстати, на вокзалах таких услуг немало – комнаты отдыха, хранение багажа, справочные, в том числе и с расширенным справочным ассортиментом – к примеру, о наличии и функционировании городского транспорта на привокзальной площади, некий навигатор по метрополитену или по городу. В настоящее время развитие коммуникационных устройств позволяет использовать достаточно сложные программы. Но данная задача комплексная. К примеру, если пассажир платит за камеру хранения, надо, чтобы полученный им документ являлся одновременно и фискальным чеком. В то же время этот чек должен быть идентификатором – чем-то вроде номерка. Если в настоящее время пассажир оплатил квитанцию в камеру хранения, то ему выдали и документ о том, что деньги получены. Это является подтверждением того, что пассажир и работник камеры хранения вступили в некоторые договорные отношения. Но сейчас пассажир еще получает и номерок на место для ручной клади.

Возможности применения автоматов на железных дорогах безграничны
РЖД предполагают все это автоматизировать. Это потребует разработки новых технологий – взвешивания клади, определения ее габаритов. Хранение габаритной и негабаритной ручной клади оценивается по-разному. В настоящее время пассажир имеет право бесплатно провозить багаж определенного веса, а остальное оплачивается по тарифу. Подобная практика распространена во всем мире. Но если в большинстве развитых стран этот процесс автоматизирован, то в нашей стране путешественник должен идти к окошку, постоять там в очереди. Хотя взвесить багаж и оплатить перевес пассажир может самостоятельно. Для этого компании надо совместить устройство для принятия платы с устройством взвешивания. В мире такая практика существует, и мы должны ее оптимизировать и применять у себя. Но для реализации подобных планов компании нужны прежде всего средства для того, чтобы купить устройства. В РЖД существуют расчеты экономической эффективности автоматизированного способа оплаты услуг. Но замечу, что предприниматели, которые платежные терминалы установили по всей Москве, да и не только, давно подтвердили высокую экономическую эффективность применения таких устройств. Как в таких случаях говорят, рынок отреагировал, услуга востребована. Ведь при этом высвобождаются персонал, работодатель уменьшает объем контрольных функций. Для выполнения этих функций задействован огромный аппарат ревизоров. К тому же работа контролеров или разъездных кассиров тоже проверяется. Естественно, для всего этого нужны средства. При этом и риски немалые: любой кассир может быть подвергнут нападению. Но везде, где происходит замена человека на машину, это делается с точки зрения удобства для пассажира, а также экономии и безопасности для транспортной компании.

Что касается автоматов, предоставляющих услуги по мелкорозничной торговле на объектах компании, то все они установлены арендаторами. В то же время, к примеру, бутерброды в традиционных точках продажи через несколько часов теряют всю свою привлекательность. А автомат может выдать целый набор свежих продуктов. Причем ассортимент в этом случае может быть самым разнообразным. Это очень перспективное направление. Но самостоятельно наша компания его не развивает. РЖД предполагают ужесточать требования к качеству работы автоматов на объектах компании и поощрять тех предпринимателей, которые будут это направление развивать.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31