27 ноября 2021 01:58

Торг уместен

Управляющего «Грузинской железной дорогой» (ГЖД) выберут на тендере

Управляющего «Грузинской железной дорогой» (ГЖД) выберут на тендере

Тбилиси не смог договориться с британским инвестором, обещавшим вложить в ГЖД $1 млрд в обмен на 99-летнее право управления дорогой, и будет искать нового партнера в открытом тендере.

Причина отказа от сотрудничества не называлась и не комментируется сторонами.

Что касается предстоящего тендера, то заявки на участие принимаются в течение трех месяцев, после чего будут определены условия передачи железной дороги в управление.

В долгосрочной перспективе ГЖД может быть задействована в транспортировке каспийской нефти на мировые рынки, заявил «Гудку» руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Но ее значение в геополитическом плане не следует преувеличивать, считает эксперт. Скорее всего, британцы отказались от концессии, так как окупаемость этого предприятия и транспортные риски не соответствовали их ожиданиям.

На недостаток информации, относящейся к сделке и компании Parkfield Investment, обращали внимание и аналитики, и депутаты парламента Грузии: не ясно, кто стоит за ней, в чьих интересах она готовилась.

Что касается тендера, то говорить об его участниках преждевременно, в любом случае интерес России к конкурсу минимален, так как у нас есть свои средства и маршруты в этом регионе, считает Владимир Савчук.

В то же время кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН Игорь Томберг полагает, что не так важно, сумел Тбилиси договориться с британской компанией или нет. Важно, что Грузия не отказалась от допуска внешних инвесторов к прежде «неприкасаемым» стратегическим объектам республики.

В контексте возможной сдачи в концессию ГЖД нельзя недооценивать совместный проект Азербайджана, Грузии и Турции по строительству ветки Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку, считает эксперт. Строительство должно закончиться к 2009 году. По новой железной дороге можно будет транспортировать 15 млн тонн грузов в год.

К использованию коридора проявляют интерес Казахстан и Китай и в какой-то степени Британия. Потенциальных концессионеров вполне может заинтересовать именно этот маршрут, резюмирует Игорь Томберг.

Иван Никоноров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31