08 декабря 2021 11:48

Остров в зоне доступа

Радиорелейная линия передачи данных соединила Сахалин с материком

Сахалинская железная дорога долгое время стояла в стороне от развития цифровых технологий, что являлось сдерживающим фактором в развитии магистрали. Но вскоре  ситуация изменится. Выдано разрешение на использование радиочастотного диапазона новой радиорелейной линии.
Радиорелейная линия передачи данных соединила Сахалин с материком

Новая «радиорелейка» обеспечит надежность предоставления услуг
Сахалинская железная дорога долгое время стояла в стороне от развития цифровых технологий, что являлось сдерживающим фактором в развитии магистрали. Но вскоре ситуация изменится. Выдано разрешение на использование радиочастотного диапазона новой радиорелейной линии. Это позволит ОАО «РЖД» провести комиссионную приемку объекта для дальнейшей его эксплуатации.

Идея строительства цифровой радиорелейной линии, которая могла бы связать Сахалинскую дорогу с материком, появилась давно. Практическая ее реализация началась лишь в 2005 году. Тогда по заданию департамента связи и вычислительной техники ОАО «РЖД» был разработан рабочий проект под названием «Цифровая радиорелейная система передачи между Сахалинской и Дальневосточной железными дорогами на участке Советская Гавань – Томари».

– Появлению проекта предшествовал комплекс опытно-конструкторских и экспериментальных работ, – сказал начальник дорожной дирекции связи Сахалинской дороги Александр Соловьев. – Было разработано ТЭО строительства радиорелейной линии, проанализированы целесообразность и возможность реализации проекта в целом на столь сложном по климатическим и географическим условиям участке.

В марте 2005 года на ст. Советская Гавань Дальневосточной дороги был высажен первый строительный десант. От этой станции будущая трасса должна была протянуться до сопки Кекурная в Хабаровском крае, пересечь Татарский пролив и, «закрепившись» в городе Углегорске Сахалинской области, дойти до горы Краснова. Далее маршрут предстояло проложить до города Красногорска и ст. Пензенская Сахалинской дороги, где радиорелейка должна была соединиться с магистральной цифровой сетью связи.

Строительство системы осложнялось не только суровым климатом. Одним из проблемных этапов стало возведение ретранслятора на горе Краснова, скальный грунт которой с трудом поддавался разработке. Кроме того, из-за отсутствия дорог доставка людей и оборудования на высоту 1085 м осуществлялась вертолетами. Но на этом проблемы на горе Краснова не закончились.

– В ходе тестирования оборудования в декабре 2006 года выяснилось, что в период низких температур и снегопадов происходит обледенение ретрансляционного комплекса, – рассказал Александр Соловьев. – Это поставило перед проектировщиками и строителями задачу защиты оборудования. Из предложенных технических решений выбор остановили на защитном куполе с радиопроницаемым материалом, который и был установлен в сентябре 2007 года.

Ретранслятор на горе Краснова железнодорожные связисты не без гордости называют уникальным. Являясь сейсмоустойчивым и необслуживаемым, он обеспечен автономной системой электропитания на солнечных батареях и ветроэнергетической установкой мощностью 700 Вт. Радиус действия ретранслятора составляет 100 км.

Оборудование новой линии включает высокотехнологичные оконечные и промежуточные радиорелейные станции. Все они оснащены системами служебной связи и мониторинга, которые в автоматическом режиме диагностируют состояния оборудования.

Строительство единственной в России цифровой радиорелейной линии передачи с пропускной способностью 34 Мбит/с завершилось в сентябре этого года, и сегодня полным ходом ведется ее тестирование. Протяженность маршрута составила 271,6 км, из которых около 140 км «прошли» через водную поверхность Татарского пролива. Тем самым впервые в неблагоприятных климатических условиях был реализован сверхдлинный интервал.

– На реализацию проекта, соединившего Сахалин с материком, было затрачено около 79 млн руб., – сказал первый заместитель начальника департамента связи и вычислительной техники ОАО «РЖД» Владимир Мишенин. – Но это оправданные вложения. Ввод в эксплуатацию новой линии позволит включить Сахалинскую магистраль в единую сеть технологической связи РЖД. Это обеспечит надежность предоставления и возможность внедрения современных телекоммуникационных услуг для всех предприятий холдинга ОАО «РЖД», работающих на Сахалинской дороге.

Важно и то, что введение новой радиорелейки в постоянную эксплуатацию сделает возможным подключение первичной сети связи Сахалинской дороги к Единой системе мониторинга и администрирования (ЕСМА). Она позволяет круглосуточно в режиме on-line осуществлять удаленный контроль за состоянием связного оборудования. В случае возникновения внештатных ситуаций ЕСМА поможет обеспечить включение резервных каналов и организовать оперативное устранение неисправностей.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31