19 октября 2021 17:30

Ответ на вызов времени

Выступление Владимира Якунина на железнодорожном съезде

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»: «Не будет преувеличением сказать, что за все 170 лет существования отечественного железнодорожного транспорта он был источником или предпосылкой всех значительных, прорывных успехов в жизни российского общества»
Выступление Владимира Якунина на железнодорожном съезде

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники железнодорожного съезда!

Мы только что выслушали ваше выступление, уважаемый Владимир Владимирович, в котором дан глубокий анализ перспектив экономического развития России. Это развитие невозможно без адекватного инфраструктурного обеспечения.
Разрешите напомнить, что и в вашем Послании Федеральному собранию первой из трех важнейших экономических задач названо устранение инфраструктурных ограничений экономического роста.

Вторая важнейшая для экономики задача, поставленная в Послании, – повышение эффективности использования природных ресурсов. И наконец, третье – это модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.

Очевидно, что каждая из указанных задач тесно связана с деятельностью железнодорожного транспорта. Исходя именно из данных стратегических направлений, мы разработали долгосрочную программу развития железных дорог.

Я хочу поблагодарить Государственный совет страны, который неоднократно рассматривал вопросы развития железнодорожного транспорта. Это послужило мощным импульсом для разработки нашей «Стратегии».

Разрешите доложить стратегическое видение перспектив развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и железнодорожного транспорта в целом в контексте макроэкономического развития нашей страны.


Железнодорожный транспорт - инфраструктурная основа экономического роста

Не будет преувеличением сказать, что за все 170 лет существования отечественного железнодорожного транспорта он был источником или предпосылкой всех значительных, прорывных успехов в жизни российского общества.

Это и формирование единого экономического пространства во второй половине XIX века, и масштабное освоение регионов Сибири и Дальнего Востока в конце XIX – начале XX веков, ставшее возможным благодаря строительству Транссибирской магистрали, и динамичная индустриализация страны.

Железнодорожный транспорт внес весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне и в послевоенное восстановление страны, а затем сыграл важную роль в выходе на максимальные объемы промышленного производства.

В годы становления рыночной системы хозяйствования железные дороги стали опорой государства в деле стабилизации российской экономики и роста ее конкурентоспособности.

Сегодня основа магистрального железнодорожного транспорта страны – общенациональная компания «Российские железные дороги». Ее миссия заключается в эффективном удовлетворении рыночного спроса на железнодорожные транспортные услуги, повышении глобальной конкурентоспособности, достижении экономической эффективности и финансовой устойчивости, создании системы государственно-частного партнерства в целях реализации государственной политики в области экономики, обороны и развития социальной сферы страны.

Руководствуясь этой миссией, за четыре года своего существования компания существенно повысила эффективность использования всех видов ресурсов. При этом более чем вдвое снижено влияние железнодорожных тарифов на уровень инфляции.

Транспортная составляющая в цене перевозимых экспортных товаров сокращена более чем на 10%, что расширило возможности доступа отечественных товаропроизводителей на мировые рынки.

За счет заказов ОАО «РЖД» и частных операторских компаний за последние 6 лет объем производства грузовых вагонов в стране вырос более чем в 8 раз, выпуск локомотивов – в 3,6 раза, а пассажирских вагонов – почти в 2 раза.

Тесно взаимодействуя с ОАО «РЖД», российский машиностроительный комплекс возродил создание новых образцов подвижного состава.

В преддверии съезда российские железнодорожники вышли на новые высокие рубежи в своей работе. Неделю назад, 17 октября текущего года, сеть достигла максимального за последние 14 лет уровня суточной погрузки: 4 млн 290 тыс. тонн. А буквально накануне съезда на новый уровень выведена технология тяжеловесного движения – проведены грузовые поезда весом 18 тыс. тонн, состоящие из 196 вагонов. Это открывает принципиально новые возможности для пропуска возрастающих грузопотоков, формируемых динамично развивающейся российской экономикой.

Таким образом, железнодорожный транспорт оказал и продолжает оказывать значимое влияние на стабилизацию и рост реформируемой экономики страны.


Реформа – импульс развития российского железнодорожного транспорта

При этом и сам железнодорожный транспорт, реализуя утвержденную правительством программу структурной реформы, эволюционно, без потрясений становится сферой рыночных отношений.

На рынок вышли две с половиной тысячи частных компаний – собственников грузовых вагонов, в которых уже сейчас перевозится свыше 35% всех грузов в стране. Развивается и рынок услуг в сфере пассажирских перевозок.

Создавая и выводя на рынок дочерние общества (а это – 44 ДЗО за 4 года), мы сформировали основу для инвестиционного этапа реформирования. Уже подготовлено размещение акций ряда наших дочерних компаний на фондовом рынке, инициировано создание механизмов для привлечения частных инвесторов в отрасль.

Мы активно реализуем программу реструктуризации заводских и деповских мощностей по ремонту подвижного состава с выводом на рынок части этих активов.

Государственный Кремлевский дворец собрал транспортных топ-менеджеров всей России и ряда зарубежных стран
Одновременно компания вынуждена сама входить в капиталы морских портов, для того чтобы выстроить эффективную логистику интермодальных перевозок, а также в сферу транспортного машиностроения, что необходимо для скоординированного развития двух отраслей.

Результативная работа и открытость позволили компании получить высокие международные кредитные рейтинги и сформировать эффективную программу заимствования.

В условиях ограниченной рентабельности перевозок все эти меры позволяют увеличить объемы модернизации федеральной железнодорожной инфраструктуры в интересах экономики и населения страны.

За четыре прошедших года существенно повысились роль и статус «Российских железных дорог» на мировом транспортном рынке.

Восстановлено участие в деятельности Международного союза железных дорог, что дает реальный импульс последовательной интеграции российской, азиатской и европейской железнодорожных систем.

На основе инициатив компании консолидируется железнодорожная сеть, использующая отечественную ширину колеи 1520 мм, и более того, впервые за последние десятилетия становится реальностью ее географическое расширение.

Развивается сотрудничество по двух- и многосторонним проектам с железными дорогами Германии, Польши, Белоруссии, Казахстана, Финляндии, Китая, Кореи и других стран.

Благодаря активному позиционированию ОАО «РЖД» на мировом транспортном рынке возрождается интерес корейских, китайских и японских грузовладельцев к перевозкам по Транссибирской магистрали.

Для повышения эффективности работы железнодорожного транспортного моста между Восточной Азией и Западной Европой компания совместно с нашими партнерами последовательно реализует проект восстановления Транскорейской магистрали.

Мы видим большие перспективы и в развитии транспортного коридора «Север – Юг».

Ведется активная работа по выходу на зарубежные рынки строительства железнодорожной инфраструктуры в странах Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки.

Все эти проекты отвечают курсу нашего государства на интеграцию России в мировое экономическое сообщество, способствуют эффективному использованию ее транзитного потенциала. Благодаря этому ОАО «РЖД» становится не только объектом, но и субъектом геостратегии России, влияющим на достижение как внутриэкономических, так и геоэкономических и геополитических целей государства.


Системные проблемы отрасли

В то же время надо признать, что в последние 15 лет железнодорожный транспорт использовался правительством для приоритетного стимулирования экономики страны и эксплуатировал в основном накопленные резервы провозных способностей и техники, которые в настоящее время практически исчерпаны.

Очевидно, что сохранение инерционного развития железнодорожного транспорта в условиях активного роста экономики недопустимо.

Каковы же основные проблемы отрасли, требующие системного решения?

Прежде всего это физическое и моральное старение технических средств. Средний износ основных фондов магистрального железнодорожного транспорта составляет 59%, а по тепловозам и грузовым вагонам – свыше 80%!

Второй фактор – критический уровень заполнения пропускных способностей на ряде важнейших участков. Протяженность «узких мест» по пропускной способности уже составляет около 8 тыс. км, а это почти 30% основных грузонапряженных направлений сети железных дорог.

Третье – крайне низкий уровень транспортного обеспечения целого ряда регионов и отсутствие транспортной доступности перспективных месторождений и точек экономического роста, прежде всего в восточных и северных районах страны. А 7 субъектов Российской Федерации не имеют железных дорог вообще.

Четвертая проблема – существенное отставание отечественной железнодорожной техники и технологий от уровня передовых стран мира из-за низкого уровня инвестиций в железнодорожный транспорт последние два десятка лет.


Стратегия развития железнодорожного транспорта – локомотив инновационного прорыва российской экономики

Международный опыт свидетельствует, что невозможно переоценить значимость транспортной инфраструктуры для развития всего народнохозяйственного комплекса: от добычи сырьевых ресурсов до создания высокотехнологичных производств.

Оценки показывают, что отказ от развития железнодорожного транспорта привел бы к резкому замедлению темпов экономического роста в стране. Чтобы не допустить этого, компания инициировала разработку государственной «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации» на максимально возможную перспективу – до 2030 года.

Проект «Стратегии» обсуждался со всеми руководителями федеральных округов и регионов страны и получил их полную поддержку. 6 сентября «Стратегия» в целом одобрена на заседании правительства.

При ее разработке за основу взяты макроэкономические параметры, определенные в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, учтены программы развития важнейших отраслей, таких как энергетика и транспортное машиностроение, и регионов страны, а также международный опыт в области технического перевооружения железных дорог.

В соответствии с существующими целевыми сценариями социально-экономического развития России – энергосырьевым и инновационным – разработаны два варианта реализации стратегии железнодорожного транспорта: минимальный и максимальный. При этом целевым вариантом является максимальный, который ориентирован именно на инновационный сценарий развития страны.

Стратегия направлена на повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта.

С этой целью предусматривается:
– повышение технической оснащенности международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России;
– комплексное развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного, Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов;
– создание опорной сети терминально-логистических центров.

Уже в ближайшие годы мы предполагаем создать до 40 таких центров, в том числе за рубежом, с использованием железнодорожных линий колеи 1520 мм.

«Стратегия» предусматривает два этапа развития железнодорожного транспорта.

Задача первого этапа, который рассчитан на 2008 – 2015 годы, – это коренная модернизация производственной базы отрасли и снятие ограничений в пропускных и провозных способностях для того, чтобы обеспечить растущий спрос на грузовые и пассажирские перевозки.

В этот период начнется активное применение механизмов государственно-частного партнерства для реализации инфраструктурных проектов.

Сооружение высокоскоростной линии Санкт-Петербург – Москва позволит России войти в число государств с самой современной организацией пассажирского сообщения. А модернизация железнодорожной магистрали Центр – Юг для скоростного пассажирского движения кардинально повысит транспортную доступность наших черноморских курортов.

Будет обеспечена полная замена подвижного состава и технических средств с истекшими сроками службы на новую технику с высокой производительностью и низкой ремонтоемкостью.

Износ основных фондов в целом будет снижен более чем на 15%, а по подвижному составу – в еще большей степени.

Реализация второго этапа стратегического развития (с 2016 по 2030 год) должна кардинально повысить транспортную обеспеченность страны за счет динамичного расширения сети железных дорог, открыть новые перспективы развития перед регионами и отраслями экономики, стимулировать появление дополнительных точек экономического роста.

Осуществление второго этапа «Стратегии» позволит создать инфраструктурные условия для лидерства нашей страны не только по динамике макроэкономических показателей, но и по уровню конкурентоспособности экономики.

Этому будет способствовать максимальное использование уникального географического положения России, позволяющего замыкать торговые связи между Европой, Азией и Северной Америкой.

Для обеспечения роста подвижности населения, дальнейшего повышения скорости пассажирских перевозок на втором этапе будут построены высокоскоростные магистрали Москва – Нижний Новгород, Москва – Смоленск – Западная граница.

Всего в результате реализации «Стратегии» по максимальному варианту к 2030 году будет построено свыше 20 тыс. км новых линий.

Грузооборот возрастет почти на 70%, а пассажирооборот – на 30%.

Для освоения растущих объемов перевозок железнодорожным транспортом общего пользования будет закуплено свыше 23 тыс. локомотивов, почти миллион грузовых вагонов, около 30 тыс. пассажирских вагонов, свыше 24 тыс. вагонов пригородных поездов.


Формирование инвестиционных механизмов

Полагаю, все присутствующие согласятся со мной, что для долгосрочного развития железнодорожного транспорта ключевое значение имеет формирование инвестиционных механизмов, обеспечивающих разделение интересов самой компании «РЖД», других частных инвесторов и государства.

Поэтому в «Стратегии» для каждой категории железнодорожных линий определены источники и механизмы финансирования развития исходя из принадлежности эффекта от их будущей эксплуатации.

При таком подходе модернизация действующих линий относится к сфере ответственности холдинга «РЖД» и будет осуществляться в основном за счет его средств с максимальным использованием рыночных механизмов. Это продажа непрофильных активов, вывод на фондовый рынок акций созданных дочерних и зависимых обществ, получение дивидендов от их эффективной работы и формирование дополнительной прибыли за счет развития новых видов бизнеса.

Однако масштабное развитие железнодорожной отрасли невозможно только за счет собственных инвестиционных ресурсов ОАО «РЖД». Ведь рентабельность активов общества в прошлом году составила чуть более одного процента, что на порядок ниже, чем у других крупнейших компаний страны. Это, естественно, порождает дефицит инвестиционных средств.

Поэтому ключевым механизмом реализации «Стратегии» должно стать объединение усилий всех заинтересованных в развитии железнодорожного транспорта сторон государства, регионов и частного бизнеса, включая ОАО «РЖД», – в соответствии с тем эффектом, который каждая из этих сторон получит от строительства конкретных линий.

Как это предусмотрено в «Стратегии»?

Строительство стратегических линий (протяженностью почти 4500 км), предназначенных для укрепления транспортной целостности Российской Федерации, и социально значимых линий (протяженностью свыше 1200 км), предназначенных для улучшения транспортного обслуживания населения и регионов, должно осуществляться на основе государственных источников финансирования. При этом наряду с прямым бюджетным финансированием государством должны быть задействованы и рыночные возможности формирования инвестиционных ресурсов. Например, продажа лицензий на освоение месторождений с направлением части вырученных средств на строительство железнодорожных линий к этим месторождениям.

Другими механизмами, по нашему мнению, могут быть:
– продажа государственных пакетов акций портов с частичным целевым направлением средств на строительство железнодорожных подходов к ним;
– использование части таможенных платежей для развития железнодорожной инфраструктуры пограничных переходов;
– направление дивидендов ОАО «РЖД» на развитие железнодорожного транспорта.

Полагаю, что в перспективе для строительства новых линий государственного значения может быть рассмотрен вопрос и о выводе на фондовый рынок части акций самого ОАО «РЖД» (при безусловном сохранении государственного контроля над железнодорожной инфраструктурой).

Далее. Строительство технологических линий (протяженностью более 8500 км), предназначенных для оптимизации железнодорожной сети в целях улучшения хозяйственных и межрегиональных связей, а также высокоскоростных линий протяженностью свыше 1500 км для перевозки пассажиров со скоростью до 350 км/ч требует объединения средств государства, регионов и заинтересованных частных инвесторов. В реализации таких проектов государство может участвовать в первую очередь путем выделения средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Важным инструментом государственной поддержки может стать специальная налоговая политика для инвесторов, участвующих в развитии железнодорожного транспорта.

Особый подход требуется к финансированию грузообразующих линий протяженностью свыше 4600 км, необходимых для транспортного обеспечения развития новых месторождений полезных ископаемых и промышленных зон.

Вследствие жесткого тарифного регулирования сроки окупаемости таких линий для ОАО «РЖД» за последние 2 десятилетия возросли до 20 и более лет, то есть значительно превышают коммерчески допустимые.

Поэтому необходимо участие в их строительстве заинтересованных частных инвесторов, вложения которых должны окупаться или в составе комплексных проектов, т.е. за счет их основного бизнеса, или на основе применения специальных тарифов, обеспечивающих возврат вложенных средств.

В целом потребные инвестиционные ресурсы для реализации «Стратегии» оцениваются по максимальному варианту в 13,7 трлн руб., из них на развитие транспорта общего пользования будет направлено 10,6 трлн руб., необщего пользования – 3,1 трлн руб.

С учетом включенных в «Стратегию» и согласованных с субъектами Федерации новых объектов железнодорожной инфраструктуры предполагается следующее распределение инвестиций по источникам финансирования:
– частные инвесторы – почти 76%, в том числе холдинг «РЖД» обеспечит свыше 43% всех инвестиций;
– Российская Федерация – 19,5%, а субъекты Федерации – 4,6%.

Таким образом, три четверти необходимых финансовых ресурсов для реализации «Стратегии» должен дать частный капитал, причем максимальный вклад в развитие железнодорожной отрасли внесет ОАО «РЖД».

Формирование современного, эффективного железнодорожного транспорта требует ускоренного развития транспортного машиностроения, металлургии, строительства и других отраслей промышленности.

Региональные органы власти и частный бизнес должны активно инициировать включение проектов по строительству железнодорожных линий в федеральные целевые программы, подготовку сметной документации и заявок в Инвестиционный фонд.


Основные ожидаемые результаты реализации «Стратегии»

Проведенные нами исследования и расчеты позволяют с высокой степенью достоверности заглянуть в будущее, оценить результаты реализации «Стратегии». Уже сейчас можно сказать, что они будут более чем существенными для всех заинтересованных сторон.

Для государства будут созданы инфраструктурные условия долгосрочного инновационного развития экономики, обеспечено транспортное единство страны.

Повышение эффективности работы модернизированного железнодорожного транспорта позволит сократить транспортоемкость ВВП (в части железнодорожного транспорта) в 1,9 раза. Мультипликативный эффект за период реализации предусмотренных «Стратегией» проектов для экономики страны оценивается в 40 трлн руб. Это означает, что на каждый инвестированный в развитие отрасли рубль дополнительный рост ВВП составит 3 руб.

Будут созданы условия для освоения целого ряда новых месторождений полезных ископаемых. Это, в частности:
– месторождения нефти и газа Заполярного Урала и Восточной Сибири,
– Элегестское, Апсатское, Кангаласское, Эльгинское и Солнцевское каменноугольные месторождения,
– Гаринское, Березовское, Теченское, Чадобецкое, Чинейское и Быстринское рудные месторождения.

В результате в хозяйственный оборот за годы реализации «Стратегии» будет дополнительно вовлечено более полутора миллиардов тонн новой продукции.

Для регионов главным результатом станет ускорение социально-экономического развития, повышение занятости, уровня жизни и мобильности населения.

Плотность железнодорожной сети к 2030 году будет увеличена почти на 24% (прежде всего в регионах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов). А четыре субъекта Федерации (Республики Алтай и Тыва, Магаданская область, Ненецкий автономный округ) впервые получат доступ к железнодорожному транспорту.

Модернизированная и расширенная сеть железных дорог откроет новые возможности для образования территориальных производственно-научных кластеров и сгладит межрегиональную дифференциацию.

Расширение возможностей железнодорожного транспорта станет одним из самых перспективных направлений развития российских городов. Электропоездами уже сейчас доставляется в города значительный процент работающих, и эти перевозки имеют неоспоримые преимущества перед автомобильными. В ближайшие годы скорость и комфортность таких поездок существенно повысятся.

Для грузоотправителей будут расширены география транспортного обслуживания и возможность выбора между различными классами услуг. Скорость доставки грузов в среднем возрастет более чем на 26%, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки, – в 3,7 раза! В установленные сроки будет доставляться 97% грузовых отправок, что соответствует высочайшим мировым стандартам.

Для пассажиров реализация «Стратегии» позволит кардинально повысить уровень сервиса и также значительно расширить географию обслуживания. Средняя маршрутная скорость пассажирских поездов в дальнем следовании возрастет на основных направлениях почти на 20% – до 72 км/ч. Значительно сократится время в пути следования (например, между Москвой и Санкт-Петербургом до 2,5 часа, Москвой и Нижним Новгородом до 2 часов, между Москвой и Берлином до 10 часов, Москвой и Сочи до 15 часов).

Очень важно, что полигоны скоростного пассажирского движения будут созданы не только в столичном Центральном регионе, но и в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Это будет способствовать выравниванию качества жизни в регионах.

Кроме того, повысится гибкость системы предоставляемых пассажирам услуг, расширится сфера применения интермодальных перевозок и возрастет уровень безопасности поездок железнодорожным транспортом.

В ходе реализации «Стратегии» граждане России из плацкартных вагонов пересядут в современный комфортабельный подвижной состав.

Развитие железнодорожного туризма откроет для россиян и для зарубежных гостей красоты всех уголков нашей страны, сделает отдых в России по-настоящему привлекательным.

Для инвесторов в рамках реализации «Стратегии» появится широкое поле перспективных инвестиционных проектов, будет повышена надежность вложения средств в отрасль.

Частные инвестиции в такие перспективные виды бизнеса, как строительство железнодорожных линий, приобретение подвижного состава и экспедиторско-логистический бизнес, могут составить до 4,5 трлн руб.

И это станет важнейшим результатом экономической открытости и инвестиционной привлекательности отрасли, сформированных в ходе реформы.

Для производителей и поставщиков железнодорожной техники реализация «Стратегии» означает расширение масштабов ведения бизнеса и выстраивание долгосрочных взаимовыгодных отношений.

Для железнодорожного машиностроения до 2030 года гарантированы закупки подвижного состава и заказы на его модернизацию на сумму около 4 трлн руб. (с учетом промышленного транспорта).

Для строительной индустрии, металлургии, деревообрабатывающей промышленности, отраслей, выпускающих оборудование и технические средства для инфраструктуры, гарантированы заказы для реализации развития железнодорожного транспорта на сумму до 10 трлн руб.

Таким образом, будет дан мощный импульс инновационному развитию отечественного научно-производственного комплекса и других отраслей экономики.

Для наших партнеров по транспортному бизнесу будет повышено качество услуг инфраструктуры и расширены географические сегменты деятельности.

Им будут предоставлены новые возможности для ведения бизнеса, в том числе для участия в перспективных транспортно-логистических проектах.

Для международных партнеров интеграция железнодорожного транспорта Российской Федерации в мировую транспортную систему позволит:
во-первых, использовать уникальное географическое положение и развивающийся транзитный потенциал России в качестве трансконтинентального транспортного «моста» (транзитные перевозки возрастут более чем в 3,6 раза);
во-вторых, получить комплексные, соответствующие высоким стандартам качества транспортные услуги;
в-третьих, реализовать новые совместные бизнес-проекты и расширить рынки сбыта.

Для населения нашей страны в результате расширения транспортного и экспедиторско-логистического бизнеса, строительства железнодорожных линий и развития промышленности будут созданы новые рабочие места и повышено удобство проживания в отдаленных регионах.

Существенно возрастет безопасность железнодорожных перевозок.

Еще один важный результат – повышение экологичности железнодорожного транспорта. Объемы вредных выбросов снизятся более чем в 3 раза, что будет способствовать обеспечению прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

Наконец, реализация «Стратегии» будет иметь важные последствия для самих железнодорожников.

Освобождаясь от избыточной социальной нагрузки, «Российские железные дороги» в то же время придают большое значение социальной политике, которую мы рассматриваем как инструмент повышения эффективности работы компании.

Мы приняли к осуществлению Молодежную программу, которая предусматривает и развитие детских железных дорог, и специальные гранты для студентов и молодых ученых, и дополнительные меры по закреплению молодых специалистов и обеспечению их профессионального роста. Затраты на реализацию программы за 5 лет составят 90 млрд руб.

Одновременно мы внимательно относимся к нуждам ветеранов и пенсионеров железнодорожного транспорта. Последовательно развиваем корпоративную пенсионную систему.

Общие затраты компании на реализацию Коллективного договора, которые с полным правом можно назвать социальными инвестициями, составляют более 80 млрд руб. в год.

Вместе с тем чтобы обеспечить железнодорожный транспорт высокопрофессиональными кадрами, способными к производительному, творческому труду, «Стратегией» предусмотрено:
– существенно повысить уровень подготовки специалистов и руководителей;
– ориентировать управление персоналом на стимулирование эффективного труда, активного участия работников в инновациях;
– и, наконец, повысить престижность железнодорожных профессий, в том числе на основе эффективной организации труда и обеспечения конкурентоспособного уровня заработной платы.


Уважаемые участники съезда!

Железнодорожный транспорт, оставаясь стержнем единой транспортной системы страны, и на перспективу будет оказывать возрастающее воздействие на повышение мобильности населения, на развитие всех регионов России, снижение народно-хозяйственных транспортных издержек и привлечение высвобождающихся средств в другие сферы растущей российской экономики.

Не будет преувеличением сказать, что железнодорожный транспорт – одно из величайших изобретений человечества. Он оказывал определяющее воздействие на развитие цивилизации на протяжении последних двух веков.

Обсуждаемая сегодня стратегия развития железнодорожного транспорта – это наш вклад в прогресс российского государства и общества и в общемировой прогресс. Это инструмент выполнения стратегических задач, поставленных перед отраслью руководством страны. Это наш продуманный, прагматичный ответ на вызовы сегодняшнего и завтрашнего дня, призванный сыграть ключевую роль в том, чтобы наша страна твердо встала на рельсы инновационного развития и укрепила свои позиции в качестве одного из мировых лидеров, а ее граждане жили в передовом, динамичном и благополучном обществе.

Благодарю за внимание.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31