27 октября 2021 06:29

Декларации осложняют работу

Раиса Бакирова, руководитель Дальневосточного регионального представительства ООО «Таможенно-брокерский центр»:

– До недавнего времени получением разрешения таможенного органа на внутренний или международный транзит товаров (ВТТ и МТТ), перевозимых железнодорожным транспортом, занимался неограниченно широкий круг лиц. Все перевозки велись под ответственность уплаты таможенных платежей и, по свидетельству таможенного перевозчика ОАО «РЖД», без наличия соответствующих договорных отношений, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Сегодня существует перечень экспедиторских организаций, имеющих договоры с компанией, по итогам конкурса определен единый таможенный брокер ОАО «РЖД» для организации и проведения работ по оформлению деклараций при ВТТ и МТТ на пограничных железнодорожных станциях и на входных припортовых станциях – зависимая компания ООО «Таможенно-брокерский центр» (ТБЦ).

Уже в конце лета на Дальнем Востоке приступили к работе шесть подразделений ООО «Таможенно-брокерский центр».

С 24 августа мы начали оформлять весь внутренний и международный транзит товаров, поступающих на сеть РЖД через сухопутные пограничные переходы Гродеково – Суйфэньхэ, Хасан – Туманган, Махалино – Хуньчун и через входные припортовые железнодорожные станции Находка-Восточная, Находка, Мыс Астафьева, Ванино, Владивосток, Мыс-Чуркин, Первая Речка, Гайдамак, Сухановка и других.

Технологии таможенного оформления грузов следует изменить
Сегодня дальневосточное представительство ООО «ТБЦ» с центральным офисом в Хабаровске имеет свои подразделения в Находке, Владивостоке, Ванине, а также на погранпереходах в Гродекове и Хасане. В коллективе 90% сотрудников с высшим образованием, 30% из них – специалисты по таможенному оформлению товаров. Среди них есть и бывшие таможенники, железнодорожники, экспедиторы. Принимаем мы и молодежь. В ближайшее время планируем организовать обучение работников в филиале Российской таможенной академии во Владивостоке. Хотя подразделения ООО «ТБЦ» работают менее двух месяцев, нам удалось без сбоев, не допустив простоя подвижного состава, наладить работу по оформлению грузов на всех припортовых и пограничных станциях. Все вопросы стараемся решить оперативно. При необходимости можем организовать вторую-третью смены работы сотрудников.

Правда, есть проблемы, решение которых от нас не зависит. Брокерский центр не может воздействовать на график работы таможни. Согласно Таможенному кодексу на проверку, выпуск таможенной декларации отводится до трех суток. На самом деле таможня, в зависимости от разных факторов, может проверить декларацию в течение получаса, а может потратить и все разрешенное время.

Оптимизировать ситуацию с прохождением груза через границу могло бы изменение технологии таможенного оформления. Согласно «Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» при оформлении бланка транзитной декларации и его электронной копии в графе «Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии» нужно указывать сведения о транспортных средствах, на которых будут перевозиться товары (в том числе и контейнеры).

Следовательно, до подачи транзитной декларации в таможенный орган отправления груз должен быть в вагоне. Считаем, что это обстоятельство существенно тормозит работу портов и припортовых станций, расположенных в регионе Дальнего Востока.

Пока идет проверка декларации, подвижной состав простаивает, занимает пути, осложняя подачу порожних вагонов. В итоге сокращаются возможности грузопереработки порта и станции.

Если бы оформление происходило заранее – тогда, когда груз еще находится на причале, в складе временного хранения или в зоне таможенного контроля порта, – не было бы головной боли у железнодорожников, портовиков, экспедиторов. Оформил документы – произвел погрузку и спокойно отправил вагоны. И не нужна круглосуточная работа таможни. Достаточно лишь указать номер перевозочного документа в той графе транзитной декларации, где должен стоять номер вагона. Это несложное изменение в конечном счете приведет к увеличению грузооборота не только припортовых станций, но и Транссиба.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31