24 октября 2021 06:02

Транссибу возвращают «замок»

На станции Чита-2 в дни празднования 170-летия железных дорог России будет открыт памятный знак строителям Великого Cибирского пути

а станции Чита-2 в дни празднования 170-летия железных дорог России будет открыт памятный знак строителям Великого Cибирского пути. Главным элементом мемориала строителям Транссиба станет замковый камень арки уже утраченной транспортной галереи.
На станции Чита-2 в дни празднования 170-летия железных дорог России будет открыт памятный знак строителям Великого Cибирского пути

«Соединяющий» два океана тоннель был проложен на самой высокой точке магистрали
Главным элементом мемориала строителям Транссиба станет замковый камень арки уже утраченной транспортной галереи, построенной в 1900 году на самой высокой точке магистрали – 1019 м над уровнем моря.

«На камне высечены перекрещенные топор и якорь. Этот символ железной дороги по заказу строителей более века назад высекли на гранитном блоке итальянские мастера», – рассказывает автор памятника, заслуженный архитектор России Виктор Кулеш.

В 1930-е годы входные порталы галереи, которые украшали замковые камни, были взорваны для того, чтобы освободить место под строящийся второй путь. Обломки тоннеля стали частью самой высокой насыпи на Транссибе, а один камень-эмблема случайно уцелел, оказавшись на территории строительно-монтажного треста № 15. Взрывом были уничтожены и надписи, говорившие о географическом значении уникального транспортного объекта. «Къ Великому океану» было высечено над западным порталом галереи. «Къ Атлантическому океану» – с ее восточного входа.

Более десятка лет назад краеведы Забайкалья предложили восстановить уникальный памятник. Эту идею подхватили железнодорожники, помощь которым при возведении знака оказали администрации Читы и области.

В металлической конструкции высотой пять метров, которая и служит основанием замковому камню, будут использованы корпоративные цвета ОАО «РЖД». «Так я попытался выразить идею преемственности, продолжения лучших побуждений прогрессивных людей, проложивших в эти дальние края вместе с дорогой и новую жизнь», – говорит автор монумента.

Затраты на строительство, рассказывает Виктор Кулеш, будут минимальны. «Никаких сложных конструкций и дорогих материалов. В основном средства пойдут на оплату работы строителей. Это такое архитектурное решение, ценность которого определяет использованная в монументе реликвия», – говорит Виктор Кулеш.

В планах организаторов – воздвигнуть еще один монумент строителям Транссиба. Его поставят на месте взорванного тоннеля.

Андрей Метелев,
соб. корр. «Гудка»
Чита


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31