04 декабря 2021 13:11

Ставка на грамотных специалистов

На вопросы журналистов и читателей отвечает главный бухгалтер ОАО «РЖД» Галина Крафт

Галина Крафт, главный бухгалтер ОАО «РЖД»: «Перевод на ОЦО сопровождается тщательным изучением системы учета филиала, документооборота, уровня автоматизации. Все вопросы обсуждаются, согласовываются с руководством филиала и фиксируются в регламентах»
На вопросы журналистов и читателей отвечает главный бухгалтер ОАО «РЖД» Галина Крафт

Вертикаль учета

Галина Крафт, главный бухгалтер ОАО «РЖД»
– Галина Васильевна, в своих прежних выступлениях вы дали понять, что процесс реформирования бухгалтерского учета будет постепенным. Когда и с чего он начнется?
– Процесс уже начался. Решение о создании Общего центра обслуживания (ОЦО) было принято ОАО «РЖД» еще в сентябре 2006 года. Практически год велись работы по проектированию системы: написание концепции, создание филиала ОЦО. Ряд филиалов уже работает без бухгалтерии в качестве опытного полигона. Например, единая бухгалтерия функционирует в ФПД и ДЖВ.
Перевод на ОЦО сопровождается тщательным изучением системы учета филиала, документооборота, уровня автоматизации. Все вопросы обсуждаются, согласовываются с руководством филиала и фиксируются в регламентах.
Новая форма учета имеет многоуровневую структуру. На нижнем уровне – на предприятии – в основном находятся один-два бухгалтера, которые только сканируют документы. Второй уровень – отделение дороги, включающее в себя подразделения, станции, депо. На этом уровне уже более квалифицированные специалисты с помощью электронного документооборота визуально проверяют документы: правильно ли оформлены, как отражены налоги, в соответствующих ли счетах, правильно ли оформлен счет-фактура. Третий уровень – это центр, объединяющий все отделения дорог. Сводная функция остается на четвертом уровне.
Фактически технология ведения учета у всех одинаковая. Так почему не создать одну единую бухгалтерию, которая будет более эффективно и производительно вести учет?

– На каких условиях будет работать ОЦО? Это будет аутсорсинговая структура?
– Даже при переходе в дочернее предприятие нельзя говорить об аутсорсинге. Мы не ставим вопрос о переходе на конкурентный рынок по оказанию услуг РЖД по ведению учета. Это инсорсинговая компания, деятельностью которой в первую очередь является ведение бухгалтерского учета в холдинге ОАО «РЖД». Хотя не исключено, что ОЦО, возможно, будет оказывать услуги и другим компаниям как потенциальный крупнейший участник этого рынка.
Если бы структура ОЦО существовала ранее, мы не сталкивались бы с текущими проблемами по организации учета во вновь созданных дочерних компаниях и формированию сводной отчетности группы компаний ОАО «РЖД».

– Каким образом можно вести бухгалтерскую отчетность различных служб через единую структуру, ведь бухгалтеры в центре не знают особенностей различных хозяйств?
– Каких-то особенностей нет нигде. Есть правила бухгалтерского учета, которые утверждаются соответствующими постановлениями правительства, а разработкой их занимается Минфин. А особенности каких-либо подразделений относятся к технологии самого хозяйства. Технология ремонта вагона одна, технология ремонта пути другая. А счета во всех хозяйствах одинаковые. Бухгалтерия в счетах отражает факты хозяйственной деятельности. Кроме того, весь учет ведется в единой системе SAP R/3, где все типы хозяйственных операций централизованны.
Особенности могут быть только во внутреннем документообороте и технологическом процессе предприятия, соответственно, в формате отчетной информации для соответствующего хозяйства, которые также должны быть регламентированны. Честно говоря, все особенности записаны в учетной политике, которая предлагает, как вести учет на тех или других счетах, на едином плане счетов. А учетная политика единая для всех не только в РЖД, но и во всем холдинге.

– Кто будет участвовать в подготовке и обработке первичной документации на линейных предприятиях?
– Согласно закону «О бухгалтерском учете» за его организацию отвечает руководитель, а за подготовку первичных документов – соответствующие ответственные лица предприятия. Первичный документ не должен быть в отрыве от производственного процесса – т.е. на предприятии. Формирование и представление первичных документов (акты ввода основных средств, накладные на отпуск материалов и др.) будут осуществлять соответствующие лица на предприятиях.
Другое дело, что его обработка и проводки на основании первичного документа могут вестись централизованно, как это давно делается в западных холдингах. В этом и заключается идея общих центров, что позволяет экономить на сокращении времени и затрат на осуществлении типовых операций, а также повысить качество, достоверность и оперативность учета и отчетности.


Система-робот

– На какой стадии находится внедрение системы автоматизированного учета R/3?
– В течение 9 месяцев она была в опытной эксплуатации, сейчас мы готовим ее к переходу в рабочий режим. К сожалению, в систему за годы ее внедрения вносили очень много доработок, а не брали за основу типовую. Кроме того, система первичного учета и формирования сводной отчетности не была интегрирована, что создавало риски компании в получении достоверной отчетности. В связи с этим процесс ее внедрения оказался трудоемким. Ряд серьезных организационных мероприятий, осуществленных совместно с ИТ-подразделениями компании и разработчиками программного обеспечения, позволил осуществить данную задачу.
Департаментом бухгалтерского учета установлено, что отчетность компании за 9 месяцев этого года будет формироваться автоматизированно. В 2008 году мы планируем осуществить переход на новую версию SAP ERP 2005, которая позволит на более качественном уровне решать вопросы бухгалтерского учета.

– Когда вы планируете запустить электронный документооборот?
– Электронный документооборот мы планируем запустить со следующего года. Позволит это сделать работа в системе SAP. Могу сказать, что это будет своего рода система контроля и защиты документов и всех данных. Это упростит и повысит контроль за внутрихозяйственными операциями.
В перспективе при переходе на принцип сканирования и распознавания первичных документов система учета будет также проводить автоматическую сверку сканированного первичного документа с типовым шаблоном и осуществлять автоматизированный контроль. Правда, у нас и сейчас есть различные системы увязок, аналитических проверок отчетности, параметры которых установлены в компьютерах, например, когда определенная строка должна дать сумму других определенных строк. При расхождении машина сигнализирует, и таким образом выявляются ошибки. Кроме того, за последние два года нам удалось поставить существенный заслон налоговым рискам, которые были в прошлом.

– С какой целью вы разрабатываете собственную учетную политику по МСФО?
– РЖД тратят несколько миллионов долларов за сопровождение перекладки и предоставления отчетности по МСФО международным аудитором. Но мы получаем отчет очень поздно, что не позволяет принимать никаких управленческих решений. Мы решили, что достаточно компетентны и можем сами готовить отчетность по МСФО. Так, мы будем получать ее в более ранние сроки. Кроме того, за меньшие деньги, чем мы платим за перекладку российской отчетности на МСФО, сможем взять в штат нужных сотрудников.
Сейчас мы приступили к реализации этого проекта и находимся на стадии подбора и подготовки людей. В прошлом году в Лондоне мы проводили обучение специалистов аппарата управления, сейчас планируем обучить бухгалтеров, в том числе региональных. Следующий год уйдет на профессиональную переподготовку соответствующих специалистов. Думаю, что в 2009 году, когда мы внедрим свою учетную политику по МСФО и будем полноценно работать в системе R/3, сможем отказаться от услуг по трансформации российской отчетности согласно требованиям МСФО.


Сложная зарплата

– Каково соотношение работников бухгалтерии РЖД по возрастным группам?
– Значительная часть сотрудников – это молодежь. Так, треть всех специалистов – люди до 35 лет. С 35 до 45 лет – 61%. И всего 4% – сотрудники старше 55 лет. Последняя возрастная группа – работники, ведущие специфические участки учета компании, например, методология учета зарплаты, учет зарплаты машинистов, проводников и др., требующие знаний еще с советских времен, а также не имеющие на настоящий момент замены.

– В связи с этим можно ли говорить о том, что система учета и оплаты труда в компании слишком сложна и ее нужно менять?
– Я бы сказала более мягко: необходимо эту систему совершенствовать. Если бы мы, как в Германии, пошли по пути упрощения порядка начисления зарплаты, учета рабочего времени, то это дало бы значительный экономический эффект. Ряд систем оплаты труда изживают себя. Например, аккордная. Кроме того, они не предусмотрены стандартными модулями SAP, в связи с этим возникают проблемы по их автоматизации. Вдобавок мы бы закрыли такие позиции, как нормировщик, табельщик, и ряд других. Этих категорий на предприятиях осталось мало, и вряд ли сейчас в учебных заведениях обучают таким профессиям. В основном они просто передают опыт друг другу.
Необходимо нормировать труд проводника, машиниста и ряда других подобных профессий. Проводник должен заниматься только обслуживанием пассажиров в пути, а он еще подготавливает поезд к поездке, получает белье, чайную продукцию, уголь, убирает в вагоне, проводит другие работы. Неправильное нормирование труда дорого обходится компании. Каждая операция имеет свою стоимость, часть из них просто выгоднее отдать на аутсорсинг или выделить отдельные предприятия внутри самих РЖД. Сейчас проблема обозначена, компания работает в этом направлении.

– Ожидается ли сокращение бухгалтерского аппарата при создании Единого учетного центра ОАО «РЖД»? Останутся ли на своих должностях, не сократят ли главных бухгалтеров служб и дирекций?
– Опыт работы показывает, что на уровне отделений и управлений железных дорог случайных людей нет. Это люди, прошедшие серьезную школу на крупном предприятии и способные выдерживать эмоциональные и психологические нагрузки. При переходе в ОЦО они будут выполнять роль региональных и узловых центров. Многие из них, учитывая кадровый дефицит, уже фактически ведут централизованный учет.
Компания испытывает нехватку высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского и налогового учета. Одной из ключевых задач при реализации проекта является задача как минимум сохранения кадрового потенциала бухгалтерии и на главных бухгалтеров как на наиболее грамотных специалистов делается особая ставка при реформировании системы учета.
Другое дело, что при переходе на новую систему несколько изменятся их обязанности и зона их ответственности, да и самих должностей с названием «главный бухгалтер» не будет. Это будут руководители соответствующих подразделений ОЦО: центров, управлений отделов и др.

– Вы говорите, что сокращение штата бухгалтеров произойдет естественным путем, останутся лучшие. Пока как раз наоборот – лучшие уходят, находят место поспокойнее и с более высокой оплатой. Тем не менее за всем видится, что сокращение будет. Если таковое случится, по каким критериям оно будет проходить? Не ухудшится ли ситуация после сокращения? Например, сейчас у бухгалтеров высокая загруженность, работу приходится выполнять и в выходные дни. Сохранятся ли за бухгалтерами льготы, которые предоставляются по коллективному договору?
– На мой взгляд, одна из важнейших проблем не столько уход кадров, сколько демографическая ситуация в стране, которая может привести к существенному снижению притока людей. То есть вопрос стоит не о сокращении, а о приспособлении к жизненной ситуации. Конечно, в рамках проекта будет происходить оптимизация структуры бухгалтерского блока. В первую очередь акцент должен быть сделан на соответствие выполняемой работы уровню квалификации работника, а следовательно, и уровню оплаты труда. Учитывая, что перемещение работников происходит внутри компании, льготы, предоставляемые по коллективному договору, также должны быть сохранены.
Высокая текучесть кадров, в первую очередь наиболее квалифицированных, не является следствием реформы бухгалтерии. Эта проблема назрела давно. Основной причиной тому является нерациональная избыточная загрузка бухгалтерии. Мы пытаемся исправить ситуацию. Поэтому в рамках проекта прорабатываются такие документы, как расчет норматива труда, система оплаты труда.
Кроме того, уже разработаны требования к квалификации бухгалтерских работников компании, а также специализированная программа повышения квалификации и система тестирования в увязке с уровнями должностей и соответствующими участками учета. Обучение и тестирование всех бухгалтеров будут регулярно проводиться в обязательном порядке. Результаты тестирования будут сводиться в единую базу данных по каждому сотруднику.

Подготовила
Галина Бочарова



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31