03 декабря 2021 06:22

Развитие в комплексе

Воплощать «Стратегию» в жизнь нужно не поэтапно, а одновременно

Владимир Кудрявцев, академик РАТ, доктор технических наук, профессор ПГУПСа: «В проекте «Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года» предусмотрены два этапа: модернизация инфраструктуры (2008 – 2015 годы) и динамическое расширение сети железных дорог (2010 – 2030 годы)»
Воплощать «Стратегию» в жизнь нужно не поэтапно, а одновременно

Владимир Кудрявцев, академик РАТ, доктор технических наук, профессор ПГУПСа
В проекте «Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года» предусмотрены два этапа: модернизация инфраструктуры (2008 – 2015 годы) и динамическое расширение сети железных дорог (2010 – 2030 годы).

Модернизация инфраструктуры подразумевает увеличение пропускной способности существующих линий, обновление и совершенствование конструкций подвижного состава, пути, внедрение новых технологий и другое.

Расширение сети – это строительство новых железнодорожных линий.

Разведение этих мероприятий во времени считаю нелогичным. Все работы должны проводиться параллельно широким фронтом. В нашей стране именно так всегда и развивали железнодорожный транспорт.

Например, при реконструкции отрасли в 50-х годах прошлого века одновременно со строительством новых, восстановлением разрушенных войной линий и станций паровозы заменили на электровозы и тепловозы, из парка изъяли двухосные вагоны, внедрили автосцепку и электрическую централизацию на станциях, то есть провели техническое перевооружение отрасли. Именно так необходимо поступить и сейчас.

Вызывает сомнение и необходимость разработки минимального варианта стратегии. Дело в том, что практически всю историю отечественных железных дорог, даже с учетом военных лет, темпы строительства новых линий составляли примерно тысяча километров в год. Поэтому можно считать, с 1991 года задержка в развитии сети составляет 17 тыс. км, а с учетом сокращения ее протяженности за эти годы – 19,5 тыс. км.

Пример строительства в подобных объемах также есть. За 1890 –1900 годы в России были построены 23 тыс. км линий. Причем все за государственный счет. И это в условиях отсутствия достаточного финансового обеспечения, в основном за счет зарубежных займов. Кроме того, в то время производился интенсивный выкуп частных железных дорог в казну, то есть фактически их национализация.

Император Александр III, понимая значение железнодорожного транспорта для страны, дал указание о выкупе железных дорог у частников и новом строительстве только за государственный счет. Воплотил эту идею в жизнь министр финансов профессиональный железнодорожник Сергей Витте. В результате его деятельности протяженность сети к 1913 году в стране удвоилась, составив около 60 тыс. км.

Почему же в наше время строительство тех же 23 тыс. км (по максимальному варианту стратегии) надо растягивать до 2030 года? Учитывая имеющиеся сейчас у государства финансовые и технологические возможности, было бы целесообразно реализовать стратегию развития отрасли по максимальному варианту не до 2030-го, а до 2020 года.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31