04 декабря 2021 13:28

Автоматика в объективе

Ученые Дальневосточного госуниверситета путей сообщения разработали метод неразрушающего контроля устройств автоматики и телемеханики с помощью тепловизоров. Прибор, внешне похожий на видеокамеру, позволяет определять предаварийное состояние техники и оперативно устранять неисправности.
Техника для железных дорог нашлась у врачей
Ученые Дальневосточного госуниверситета путей сообщения разработали метод неразрушающего контроля устройств автоматики и телемеханики с помощью тепловизоров.

Прибор, внешне похожий на видеокамеру, позволяет определять предаварийное состояние техники и оперативно устранять неисправности. Как рассказал «Гудку» доцент кафедры «Автоматика и телемеханика» Юрий Иваненко, принцип действия тепловизора прост. Инфракрасное излучение от обследуемого объекта через объектив попадает на модулятор, где тепловой сигнал преобразуется в электрический, затем переходит в цифровой и передается на обработку в компьютер. В соответствии с заданной программой компьютер рисует двумерные изображения, где яркость или цвет соответствует значению определенной температуры.

Идея использовать тепловизор на железной дороге возникла у ученого на симпозиуме по кардиохирургии во Франции, где он увидел, как врачи высвечивали в инфракрасном излучении сосуды сердца пациента.

«Я решил, что если навести прибор на электровоз, то можно будет определить, какая букса работает нормально, какая перегрета и т. п.», – говорит Юрий Иваненко. Вернувшись в Хабаровск, ученый обратился к местным энергетикам, которые согласились дать свой тепловизор для проведения эксперимента. При обследовании поста электрической централизации, трансформаторов, проводов контактной подвески камера зафиксировала сильный нагрев предохранителей в цепи питания, что в дальнейшем могло привести к возгоранию. Скрытые неисправности устранили в короткие сроки.

По словам ученого, использование тепловизора значительно сокращает время проверки устройств автоматики. Релейный шкаф, например, теперь не надо вскрывать, достаточно навести объектив и сфотографировать. Если на экране высвечивается белый цвет, то температура нагрева близка к критической, если красный или желтый – нужна замена реле, синий или фиолетовый – значит, все в норме. Осмотрщик вагонов с камерой в руках сможет быстро проверить нагрев букс. Направленная на здание камера укажет места утечек тепла из помещений.

Несмотря на высокую цену тепловизора (свыше 250 тыс. руб.), этот прибор окупает себя быстро. Например, в хабаровском филиале «ФСК ЕЭС» затраты на его приобретение компенсировали менее чем за год.

Павел Усов
Хабаровск


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31