04 декабря 2021 14:30

Закрытый бизнес

Без поддержки средним компаниям на рынке бункеровки не выжить

Без поддержки средним компаниям на рынке бункеровки не выжить

Алексей Ручков, директор по региональному развитию группы компаний «Роснефтетрейд»
– Как можно охарактеризовать бункерный рынок и в чем его специфика?
– Бункерный рынок как вид бизнеса показывает в России большие темпы роста, но при этом он остается очень закрытым. Изначально это обосновано тем, что он развивался, как и множество других ныне прибыльных и перспективных направлений бизнеса, на базе пришедших в упадок госструктур материально-технического обеспечения. Некогда огромная инфраструктура портов и специализированных служб подверглась делению на более мелкие службы, получившие подчас большую самостоятельность без долгосрочных и, главное, конкретных задач и обязательств. Эти организации впоследствии по тем или иным причинам прекращали свою деятельность, а имущество распродавалось. Или же в действие вступала процедура приватизации, и структура переходила в частные руки. В результате такой трансформации стали появляться первые коммерческие бункерные организации, и они переняли многие из существующих на тот момент ограничений и комплексов, в том числе специфику отношений с контролирующими органами. Конечным заказчиком поставки топлива на судно является судоходная компания или организация-фрахтователь. Специфика рынка заключается в самой сути востребованности продукта (дизельное топливо, мазут, судовые масла) и услуг (доставка водным транспортом к месту дислокации судна заказчика). Флот – это динамика, многогранность логистических процессов и множество технических и природных факторов, оказывающих самое разное влияние на его деятельность. С этими особенностями и связаны основные требования к поставщику бункерного топлива: наличие различных продуктов в необходимом количестве, качество, оперативность оформления документации и доставки, цена.

– Сколько компаний работает на этом рынке?
– Компаний множество, их количество меняется и до недавнего времени постоянно росло. В каждом порту работает несколько бункеровочных компаний, а если порт крупный, то там может насчитываться 20 – 50 таких компаний. Есть узкопрофильные организации, которые только бункеруют, есть компании, оказывающие комплексное обслуживание судна, включая снабжение топливом, продуктами питания и питьевой водой, оборудованием и специализированным инвентарем, спецодеждой, документацией, и т. д.

– Каковы тенденции развития рынка: слияния, поглощения?
– На рынке бункеровки есть и слияния, и поглощения крупными игроками более мелких.
В принципе в этом нет ничего плохого. Другое дело, что, в отличие от зарубежного опыта, в России средний и мелкий бизнес, несмотря на то что повсеместно говорят об его поддержке, на самом деле таковой не имеет. Поэтому средние и мелкие компании заведомо находятся в неравных условиях по отношению к крупным образованиям. Мы не говорим здесь о конкуренции, когда побеждают более сильные за счет качества продукта и качества услуг. Мы говорим о том, что существуют условия, когда средние компании не могут противостоять конгломератам с долевым участием государства или вертикально интегрированным компаниям. Таким, как «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и ТНК, первая – уже давно на бункерном рынке, у двух других есть планы по выходу на этот рынок. Кстати, перспективность данного вида бизнеса как раз подчеркивает тот факт, что основные нефтяные компании, ориентированные прежде всего на экспорт, выходят на этот рынок и связывают с ним свое дальнейшее развитие. Это значит, что бункеровочный бизнес для них значим как для продвижения собственного бренда, так и из-за объемов реализации. То есть бункеровочный рынок является, по сути, среднеоптовым в отношении дизельного топлива и значительно более емким в отношении судового мазута.

– За рубежом бункерный рынок имеет несколько направлений: торговля топливом, транспортировка, эксплуатация и техническое обслуживание судов-бункеровщиков, хранение. У нас такого разделения нет. Это достоинство или недостаток? Как будет развиваться ситуация в будущем – по западному пути или нет?
– В России представлены все виды такого бизнеса, есть шипчандлерские структуры, о которых я говорил ранее, которые поставляют на судно все, что необходимо для его жизнедеятельности в комплексе. Есть фирмы, специализирующиеся на транспортировке и хранении. Естественно, что в условиях острой конкуренции компании вынуждены расширять ассортимент своего предложения за счет новых услуг. Это вызвано борьбой за клиента и применяется повсеместно и в самых разных направлениях бизнеса. Получается система «одного окна», когда есть одна компания, один договор, компания предсказуема, может «подвести» соответствующую логистику, минимизировать затраты и в итоге предложить более качественный сервис по наиболее приемлемым ценам. Что касается хранения топлива, то у нас есть прецеденты, когда российские компании, к примеру, «Волго-Балтийская компания», да и не только она одна, закупают и хранят собственное топливо у бункеровочных организаций, пользуясь лишь их хранилищами и флотом. Есть российские судоходные компании, которые поставляют свое топливо бункерным компаниям, которые в свою очередь бункеруют этим топливом флот других компаний.
Говорить о том, что наш бункерный рынок существенно отличается от зарубежного, нельзя, тем более что есть тенденция на сближение в части общих регламентов и процедур. Он лишь более непредсказуем в части экономической политики и слишком постоянен в ограничениях и препонах, присущих нашей стране.
Выделение приоритетов в бизнесе позволяет компании достичь более высоких результатов. Но будет ли достаточно одного направления для полноценного и стабильного развития компании – вопрос не однозначный.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31