27 ноября 2021 03:07

Грузопоток упирается в закон

Государство забывает выделять средства на развитие погранпереходов, а железнодорожникам этого делать не разрешает

Пограничные станции на ряде магистралей с трудом справляются с грузопотоком. Так, объемы экспорта только на Октябрьской магистрали в 2007 году по сравнению с прошлым годом выросли на 39%. По подсчетам железнодорожников, ОЖД перевезет за рубеж около 11 млн тонн.
Государство забывает выделять средства на развитие погранпереходов, а железнодорожникам этого делать не разрешает

Порой магистрали на свои средства создают комфортные условия для работы органов госконтроля
Пограничные станции на ряде магистралей с трудом справляются с грузопотоком. Учитывая же прогнозы дальнейшего роста экспортно-импортных перевозок, ситуация на погранпереходах может выйти из-под контроля.

Так, объемы экспорта только на Октябрьской магистрали в 2007 году по сравнению с прошлым годом выросли на 39%. По подсчетам железнодорожников, ОЖД перевезет за рубеж около 11 млн тонн.

На долю импортных грузов на дороге в этом году придется ориентировочно 1 млн тонн, при этом динамика роста по сравнению с прошлым годом составит плюс 33%.

Учитывая эти показатели, ОЖД выделила на реконструкцию пограничных станций более 2 млрд руб.

Оснащение инфраструктуры для федеральных органов в пограничных пунктах пропуска в соответствии с законодательством должно осуществляться только за счет госбюджета. Однако государство уделяет этому вопросу недостаточно внимания.

«Согласно закону за государственный счет должны быть оборудованы контейнерные и досмотровые площадки, склады временного хранения, помещения для персонала и хозяйственных служб федеральных органов, приобретено погрузочно-разгрузочное оборудование, установлено современное программное обеспечение, которое ускорит процесс работы пограничных и таможенных служб и увеличит пропускную способность железнодорожного пункта пропуска», – поясняет ситуацию ведущий инженер по таможенно-брокерской деятельности ОЖД Юлия Седова, отмечая, что на большинстве приграничных станций магистрали инфраструктура для контролирующих органов развита крайне слабо.

Во многом это следствие того, что ни одна станция Северо-Западного региона не вошла в федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации», устанавливающую порядок распределения средств.

На прошедшей в Калининграде конференции «Приграничное сотрудничество: Российская Федерация, Европейский союз и Норвегия» начальник ОЖД Виктор Степов напомнил, что поднимал вопрос о включении в федеральную программу объектов дороги еще в прошлом году. Тогда он получил поддержку от полномочного представителя президента в СЗФО Ильи Клебанова. Однако проблема не разрешилась. Инфраструктура пограничных переходов не соответствует объему грузопотоков, а средства на их модернизацию не выделяются.

Ситуация с внесением станций в федеральную программу «Государственная граница» осложняется и тем, что многие из них, на которых фактически осуществляется пограничный и таможенный контроль, не имеют юридического статуса международного пункта пропуска. Например, граничащая с Финляндией станция Бусловская, через которую ежесуточно проходят 2 пассажирских и 9 грузовых поездов. Более трех лет ОАО «РЖД» и Федеральное агентство железнодорожного транспорта добиваются в правительстве присвоения ей соответствующего статуса.

Есть проблемы и на Калининградской дороге. В программу «Государственная граница РФ» включена станция Чернышевское, расположенная на границе с Литвой. Согласно программе ввод в эксплуатацию первой очереди станции намечен на начало 2009 года. На завершение строительно-монтажных работ нужно 702 млн руб. Но, как сообщил заместитель начальника дирекции по капитальному строительству Калининградской дороги Валерий Подвинцев, в этом году из федерального бюджета средств не выделялось вовсе.

Между тем ввод в действие терминалов для таможенного досмотра, создание нормальных условий для оформления документов, которое с пуском станции будет производиться сразу на границе, позволят существенно увеличить пропускную способность дороги.

Сейчас таможенники выполняют эти операции на станции Черняховск, расположенной примерно в 60 км от границы, хотя это противоречит ряду нормативных актов.

На Приволжской дороге из пяти приграничных станций в федеральную программу включены лишь три – Шунгули, Кайсацкая и Озинки. Однако денег на их реконструкцию из бюджета пока не поступало.

В последние несколько лет реконструкция на станции Озинки ведется лишь на средства ОАО «РЖД». А так как закон запрещает компании тратить средства на «оснащение пунктов пропуска специальной аппаратурой и техническими средствами контроля», реконструкцию полностью закончить не удалось.

«Приволжская железная дорога выделила для таможенников, пограничников и других органов госконтроля помещения, – рассказал «Гудку» старший офицер отделения пограничного контроля аппарата пограничного управления по Саратовской и Самарской областям ФСБ Сергей Медведев. – Построен погранично-таможенный павильон для оформления документов пассажиров, проведено освещение. Однако с учетом увеличения грузопотока на станции Озинки за последний год с четырех пар грузовых поездов в сутки до семи пар станция вновь нуждается в развитии пункта пропуска. Требуется строительство досмотровой площадки, дополнительных путей, общежития, жилья для сотрудников и многого другого».

На Забайкальской из двух приграничных станций в программу «Государственная граница» включена одна – Забайкальск. Но и на обустройство погранперехода Забайкальск федеральные средства также выделяются в недостаточном количестве. В результате технические возможности погранперехода не соответствуют перерабатываемому здесь грузопотоку.

Так, оформление и осмотр поезда таможенной службой, согласно предписаниям, не должны превышать 120 минут. В Забайкальске же из-за отсутствия необходимой инфраструктуры на это уходит по 200 минут и более.

Как сообщили «Гудку» в ОАО «РЖД», компания рассчитывает, что сложившуюся ситуацию сможет исправить Федеральное агентство по обустройству государственной границы, указ о создании которого подписал недавно Владимир Путин. В компетенцию нового агентства будет входить решение вопросов обустройства и содержания пограничных переходов.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31