08 декабря 2021 12:44

Новые технологии – новые проблемы

Алевтина Кириллова, директор компании «САНГЕЙТ»: «Контейнерные перевозки скоропортящихся грузов как один из сегментов транспортного рынка страны за последние 12 месяцев претерпел существенные изменения. Не могу назвать их позитивными и обнадеживающими. Скорее наоборот»
Алевтина Кириллова, директор компании «САНГЕЙТ»
Контейнерные перевозки скоропортящихся грузов как один из сегментов транспортного рынка страны за последние 12 месяцев претерпел существенные изменения. Не могу назвать их позитивными и обнадеживающими. Скорее наоборот.

Такое состояние не может не волновать, поскольку традиционный подвижной состав крайне изношен, и спустя несколько лет перевозить продовольственные грузы будет просто не в чем, если эту проблему в ближайшее время не удастся решить.

Мы придерживаемся такой точки зрения, поскольку, на мой взгляд, вопрос технического обновления специализированного подвижного состава и транспортного оборудования выходит за рамки чисто отраслевой проблемы. Ведь речь идет о бесперебойном снабжении населения продовольствием, что влияет на уровень социальной напряженности и национальную безопасность страны.

Факторы, оказавшие значительное влияние на развитие контейнерных рефрижераторных перевозок, проявились в конце 2006 года, когда на Дальнем Востоке возник ряд серьезных проблем с погрузкой рыбы. Тогда они вызвали массовые простои подвижного состава и оказали негативное влияние на экономику перевозок.

Ряд компаний, оперирующих контейнерным парком, срочно переориентировался на альтернативную номенклатуру грузов – фрукты, овощи и новые маршруты. Однако доставка этих деликатных грузов и освоение новых направлений перевозок высветили новые проблемы организации перевозочного процесса.

Во-первых, региональный рынок потребления продовольствия предполагает доставку грузов по всем крупным центрам с последующим развозом автотранспортом до конечных пунктов доставки.

Во-вторых, поскольку обслуживание контейнерного парка по пути следования предполагает постоянный мониторинг как температурного режима перевозки, так и оборудования, может возникнуть потребность диагностики холодильных агрегатов.

В-третьих, после выгрузки необходимо провести промывку-пропарку оборудования перед последующей загрузкой.

Ну и наконец, для обеспечения оперативности доставки и снижения затрат на простой оборудования и подвижного состава желателен обменный парк рефконтейнеров.

Возникает вопрос: где осуществлять эти работы, без которых четкая и эффективная логистика контейнерных перевозок продовольственных грузов практически нереальна?

Прямая закономерность роста приема-обработки и перевозок контейнеров – это наличие соответствующей и развитой логистической и терминальной инфраструктуры. На сети железных дорог ни одного такого рода терминала практически не существует. А если мы говорим о логистике специализированных контейнерных перевозок грузов, требующих поддержания температурного режима, то для нее требуется обменный парк контейнеров соответствующих типов. Они должны находиться в депо или на терминале в пунктах зарождения основных грузопотоков.

Необходимы также пункты промывки-пропарки контейнеров после выгрузки, что диктуется требованиями к перевозкам скоропортящихся грузов, и пункты диагностики и ремонта контейнеров.

Такого рода пункты должны находиться в составе логистических центров, расположенных по сети железных дорог в крупных узловых региональных центрах. Каждый из таких центров должен иметь комплекс специализированных контейнерных, распределительных и технологических терминалов, объединяющих все виды транспорта с технологическими циклами промышленных предприятий и товаропроводящими системами локальных и региональных рынков и регулирующих информационные потоки.

По-прежнему не снят с «повестки дня» тарифный вопрос.

Действующий Прейскурант 10-01, на мой взгляд, не является удобным механизмом регулирования в силу большого количества изменяемых параметров. В нем отсутствует единая система анализа и мониторинга, а также сама возможность долгосрочной предсказуемости тарифов.

Еще одна проблема действующего прейскуранта выражается в большом разрыве между тарифами по классам грузов, а в результате – отток грузов третьего класса на автомобильный транспорт.

Отмечу и крайне недостаточное нормативно-правовое регулирование.

По-прежнему отсутствуют единые правила перевозок грузов в специализированных контейнерах и технические условия погрузки и крепления грузов для этих видов контейнеров.

Существенные противоречия норм закона о техническом регулировании, отсутствие четкой методической базы разработки технических регламентов и принципиальные расхождения с международными подходами к техническому регулированию не позволяют разработать необходимые технические регламенты транспорта.

В таких условиях резко снижается эффективность государственного регулирования безопасности в транспортной отрасли.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31