27 ноября 2021 02:16

Три в одном

За 25 лет в кинематографе Олег Фомин научился совмещать в себе актера, режиссера и продюсера

За 25 лет в кинематографе Олег Фомин научился совмещать в себе актера, режиссера и продюсера. Олег Фомин стал звездой еще в конце восьмидесятых. И с той поры этот актер, режиссер и продюсер становится лакмусовой бумажкой нашего кинематографа и, может, всей страны.
За 25 лет в кинематографе Олег Фомин научился совмещать в себе актера, режиссера и продюсера

Олегу Фомину успешно удается совмещать три кинематографических профессии
Олег Фомин стал звездой еще в конце восьмидесятых. В нашумевшей картине «Меня зовут Арлекино» он сыграл главаря молодежной банды. Фильм даже для времен перестройки был шокирующим, потому был правдивым не в отношении истории страны, а текущего момента ее бытия. И с той поры этот актер, режиссер и продюсер становится лакмусовой бумажкой нашего кинематографа и, может, всей страны. Наверное, и не замечая этого.

В 1991 году Рижский ТЮЗ закрывают, и его актер и режиссер Олег Фомин едет в Москву, где, как сам признается, от отчаяния снимает фильм «Мой милый Эп» – тонкую подростковую мелодраму, в которой можно укрыться от надвигающегося ужаса девяностых. Но известность приносит ему сериал Next – учебник по «завязке» и социальной адаптации для «воров в законе» и «конкретных пацанов».

То, что в 2002 году Олег Фомин снимает фэнтези «Молодой Волкодав», можно считать явным признаком – жить стало лучше. К славе добавилась и народная любовь после роли в комедийном сериале «Холостяки». Жить стало веселее.

А стало ли свободнее, он, похоже, хотел проверить, взявшись снимать вышедшую вчера на экраны страны комедию «День выборов» (заметка о нем на этой же странице).

Его команда сейчас заканчивает монтажный период истерна «Спасти императора», переводит в формат сериала «День выборов» и разбирается в потоке заказов на полнометражки и сериалы. Все в работе, в клубах табачного дыма и в нескончаемых телефонных переговорах...

– После политической комедии вы решили снять истерн. Почему?
– Русский вестерн, или истерн – называйте как хотите, а по-простому – приключенческое кино. Это в последнее время не очень у нас в ходу. Достойные картины в этой области были еще в советское время. И, честно говоря, мы в нашем фильме сознательно снимали без всех этих современных примочек и спецэффектов.

– То есть не в духе «летающих китайцев»?
– Именно! Мы снимали «Спасти императора» в рамках нашей, российской школы. И это не обида и не ностальгия, это сознательный выбор для этого фильма, этой тематики и жанра.

– А выбор тематики чем обусловлен?
– Приносят сценарии, я их читаю и откладываю в сторону: этот неинтересен, на этот у меня нет денег. А тут появился текст о группе офицеров, решивших спасти Николая II. Прежде всего это мужская история, история дружбы, благородства, патриотизма. Как-то во время съемок я взял сценарий в руки и не смог оторваться. Мне все это близко, я же русский человек.

– Белогвардейский спецназ против латышских стрелков?
– Примерно так. И без улыбки. Если угодно, это «Великолепная семерка» на русский мотив. Только у нас героев девять. Но кончается все печально. Увы, историю не перепишешь. И тут как в «Ромео и Джульетте» исход известен заранее. Однако. Будут фантазии, которые мы себе позволили. Что делать – это сказка. Вообще кино – в любом случае сказка.

– Но далеко не всегда веселая или даже хорошая. Сколько на ТВ плохих сериалов.
– Качество бывает разное. «Бригаду» нельзя назвать плохим сериалом? Нельзя. Нельзя без уважения говорить о «Мастере и Маргарите»? Правильно! Но очень неудобно говорить о плохих. Плохие сериалы, увы, заметнее.

– Но вы говорите о наших оригинальных и «кратковременных» сериалах. Но ведь полно всяких адаптаций колумбийского «мыла». Вы, как режиссер сериалов, можете предсказать, когда их эпоха кончится?
– Я не знаю. Не готов делать такой анализ. За себя скажу, что я бы не взялся снимать ничего колумбийского. Хотя у меня лежит сценарий «Американской трагедии» на 16 серий. И, слава богу, я могу выбирать, что делать моей студии и моим соратникам. Мы одна команда. Все друзья и работаем не только за деньги.

– За идею? Тогда часто ли вам приходится вдохновлять команду личным примером?
– Почему приходится? Так просто выходит. Вот на съемках фильма «Спасти императора», где я скромно играю командира группы – штабс-капитана Давыдова, был эпизод с паромом через широкую реку. Предлагали тянуть паром машиной, лебедкой, но решили по-настоящему, вручную. И я – режиссер и продюсер фильма – вместе с такими звездами, как Стычкин и Башаров, в поте лица, натирая мозоли, тянул его, тащил две большие понтонные лодки, накрытые деревом.

– А кто вы больше: актер или режиссер?
– Я уже и не знаю. Не разделяю свою жизнь на куски. Мне нужен артист Олег Фомин – я его гримирую и вывожу на площадку. Мне нужен продюсер Фомин – надеваю на него пиджак и веду разговаривать в банк или в Минкульт. Нужен режиссер Фомин – одеваем во что попало и снимаем кино. По-моему, это очень удобно. Все в одном флаконе.

– В списке Фомина-режиссера много комедий. Вы предпочитаете именно этот жанр?
– Да нет. Я понимаю, что сейчас вышел «День выборов», вся страна будет покатываться от смеха, а меня нарекут комедиографом. Но это не самоцель. Я просто очень не люблю умного лица режиссера за кадром. За камерой, которой снимают полную лабуду. Без иронии нельзя. Тот же Next можно было снимать как серьезный бандитский фильм – с бритыми дядьками в кожанах. Но это было бы просто скучно.

– А ваш «День выборов» – это что, просто комедия, без всякой политической подоплеки?
– В чем-то для меня это была очередная проверка «на вшивость». С «Днем выборов» все было очень сложно. Не буду скрывать. Долго шло всяческое утверждение и согласование. И что меня расстраивает – картина выходит с одной «запиканной» песней. Мне кажется это очень смешным по сравнению с тем, что происходит во всей остальной картине. Но мне «сверху» объяснили, что слово «кандидаты» не должно ассоциироваться с самой простой рифмой к слову «выборы». В общем, меня это не радует. Думал, что наверху у нас поумнее люди сидят. А они упустили возможность на любой вопрос о свободе творчества показывать пальцем на «День выборов» как пример того, что у нас все можно.

– Какую судьбу вы прочите этой своей ленте?
– Будут смотреть и пересматривать. В каком еще фильме такая концентрация шуток да еще и таких смешных звезд эстрады? Но, к сожалению, все музыкальные номера из оригинального спектакля «Квартета И» пришлось порезать, некоторые шутки убрать. Ну ничего, вскоре на ОРТ покажут сериал «День радио», там все будет еще полнее и смешнее. Во всяком случае, Михаил Задорнов, просматривая наш отснятый материал, хохотал как ребенок. А он и спектакль раз пять видел, и вроде с чувством юмора у него все в порядке.

– А почему вы не стали режиссером другого творения «Квартета И» – снимающегося сейчас «Дня радио»?
– Не люблю входить в одну реку дважды. Оттого, наверное, и снимаю то боевик, то комедию, то сказку, то истерн. И мне нравится наш разлет. Нырять из одного состояния в другое интереснее, чем киснуть в одном и том же.

Беседовал Алекс Алехин


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31