31 июля 2021 11:45

Трубам тесно на рельсах

Нерюнгринский железнодорожный узел нуждается в модернизации

Нерюнгринский железнодорожный узел нуждается в модернизации. Работы по развитию стыковой станции Нерюнгри-грузовая предполагается начать уже в следующем году. Ее усиление увеличит возможности для передачи подвижного состава между ДВЖД и ОАО «АК «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ).
Нерюнгринский железнодорожный узел нуждается в модернизации

Трубы для ВСТО поступают на станции ЖДЯ со всей страны
Работы по развитию стыковой станции Нерюнгри-грузовая предполагается начать уже в следующем году. Ее усиление увеличит возможности для передачи подвижного состава между ДВЖД и ОАО «АК «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ).

Сейчас из-за ограниченных возможностей Нерюнгринского железнодорожного узла ЖДЯ не всегда может провести своевременный прием груженых вагонов, а ДВЖД – порожних.

По этой причине в прошлом месяце и с той, и с другой стороны на подходах к передаточной станции Нерюнгри-грузовая появлялись брошенные поезда.

Как рассказали «Гудку» в ЖДЯ, на сентябрь традиционно приходится пик железнодорожных перевозок, поскольку к этому времени заканчивается навигация, и грузы, ранее доставлявшиеся по воде, целиком переходят на рельсы.

«В июле – августе у нас был спад перевозок: весь груз ушел на водный транспорт, локомотивы простаивали. Но с начала сентября и северный завоз, и трубы в адрес нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) переориентировались на железную дорогу. За десять дней мы должны были принять порядка 2 тыс. вагонов», – говорит гендиректор ОАО «АК «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин.

Как сообщили «Гудку» в службе перевозок Дальневосточной магистрали, трубная продукция для строителей ВСТО, которая поступает на станции ЖДЯ, сегодня идет со всей страны: с Южно-Уральской, Горьковской, Октябрьской, Северо-Кавказской дорог, из портов Владивосток и Находка.

Чтобы справиться с наплывом грузов, ЖДЯ и Тындинское отделение ДВЖД установили порядок ежесуточного совместного планирования передачи подвижного состава по стыковой станции, а также контроль за его безусловным соблюдением.

Как рассказали в службе перевозок ДВЖД, число простаивающих вагонов на подходах к Нерюнгри к началу октября удалось снизить с 900 до 200.

«Мы фактически вошли в норматив, но этот показатель еще надо удерживать, так как пока простои вагонов при передаче остаются высокими», – сказал «Гудку» замначальника службы перевозок ДВЖД, руководитель отдела грузовой работы Евгений Моисеев.

По словам руководителя ЖДЯ, причина простоя подвижного состава – неразвитость инфраструктуры Нерюнгринского узла. В частности, стыковая станция Нерюнгри-грузовая не рассчитана на прием большого количества вагонов. По нормативам, сегодня она может пропускать в сутки 150 – 200 вагонов, тогда как во время сентябрьского пика перевозок сюда поступает 300 – 400 вагонов ежесуточно. «Узловые станции ЖДЯ – Беркакит, Томмот и Якутск, а Нерюнгри-грузовая была предназначена лишь для строителей Якутской дороги – у станции всего два приемо-сдаточных пути», – отметил Василий Шимохин.

Как указывает начальник Тындинского отделения ДВЖД Георгий Щербаков, необходимо создать еще один пункт передачи подвижного состава – на станции Нерюнгри-пассажирская. В результате возможности по передаче вагонов между соседними магистралями увеличились бы на 50%.

В ЖДЯ уже прорабатывают этот проект.

«По нормативным документам пункт передачи вагонов у нас только один – Нерюнгри-грузовая. Станция Нерюнгри-пассажирская расположена на 10 км южнее, и ни мы, ни ОАО «РЖД» не сможем взять с клиента деньги за эти дополнительные 10 км. С точки зрения организации передачи, появление второго пункта облегчило бы работу. Эти два вопроса надо увязать», – считает Василий Шимохин.

С реализацией в Республике Саха крупных инвестиционных проектов ожидается, что в 2017 году грузооборот железных дорог Якутии сможет составить 20 млн тонн. Это в десять раз больше, чем сегодня. Но станция Нерюнгри-грузовая в нынешних условиях сможет переработать не более 3 млн тонн грузов ежегодно.

К настоящему времени создана специальная комиссия с участием отраслевых научных институтов, которая должна разработать меры по расшивке стыка, увеличению пропускных способностей узла. Ожидается, что в 2008 году начнутся строительные работы по удлинению приемо-сдаточных путей на станции Нерюнгри-грузовая как со стороны ЖДЯ, так и Дальневосточной дороги. В планах – монтаж системы видеонаблюдения, обустройство смотровой вышки и контейнерных площадок, возведение административно-бытовых зданий.

Планируется, что 23 октября в Москве под председательством вице-президента ОАО «РЖД» по организации железнодорожных перевозок Вячеслава Лемешко пройдет совещание по развитию Нерюнгринского узла.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск


Справка «Гудка»
    Нерюнгри-грузовая – связующее звено между инфраструктурами ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «АК «Железные дороги Якутии». Здесь примыкают друг к другу две небольшие станции – Нерюнгри-грузовая сети РЖД и Нерюнгри-грузовая ЖДЯ. Кроме того, к станции Нерюнгри-грузовая РЖД примыкают подъездные пути ОАО «Якутуголь» – одного из крупных клиентов Дальневосточной магистрали.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31