30 ноября 2021 00:02

Всё по науке

В России может появиться структура по управлению транспортным образованием

В России может появиться структура по управлению транспортным образованием. Реформирование отраслевого образования вчера обсуждали представители транспортных вузов в ходе встреч с главой Минтранса Игорем Левитиным и президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным.    
В России может появиться структура по управлению транспортным образованием

Ректорский корпус согласился с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным в том, что отраслевое образование не поспевает за современными требованиями компании
Реформирование отраслевого образования вчера обсуждали представители транспортных вузов в ходе встреч с главой Минтранса Игорем Левитиным и президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным.

В этом году завершилась работа по созданию университетских комплексов на базе транспортных вузов: все техникумы вошли в состав университетов. Однако, как отметил вчера министр транспорта Игорь Левитин, теперь системе транспортного образования необходимо «безотлагательно решить ряд проблем, связанных с реорганизацией».

Например, имеются случаи, когда техникум или колледж – новый филиал вуза – расположен в одном населенном пункте, где уже имеется филиал головного вуза. Есть ряд «примеров, когда в одном городе расположены солидный транспортный вуз и филиалы вузов других видов транспорта. Объединение этих учреждений – путь к созданию крупного, многопрофильного транспортного университета. Главное препятствие для такого объединения – юридические тонкости. Каждый транспортный вуз с его филиалами подведомствен своему агентству, которое является его учредителем», заметил министр.

Выход из ситуации Минтранс видит в создании при министерстве Агентства по транспортному образованию или департамента управления учебными заведениями, которые выступали бы единым учредителем транспортных вузов. «Надеюсь, что руководители Росжелдора, Росморречфлота, Росавиации с пониманием отнесутся к такой постановке вопроса», – заявил Игорь Левитин.

Ректорам вузов идея понравилась, хотя в этот день от них прозвучало и встречное предложение – создать попечительский совет транспортного образования, для того чтобы обеспечить более тесные взаимоотношения между учредителями учебных заведений, их главными заказчиками – транспортными компаниями – и непосредственно образовательными структурами. «Интегратором нашей совместной работы мог бы стать Попечительский совет отраслевого образования, в котором было бы представлено и среднее, и высшее образование, а также представители компании», – отметил президент Ассоциации транспортных вузов ректор МГУПСа Борис Лёвин.

Встреча же ректоров с президентом ОАО «РЖД» носила более жесткий характер. Компания, как один из главных заказчиков отраслевого образования, не полностью довольна «продуктом», который выдают вузы. «В 2007 году мы приняли ряд прорывных решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей компании, таких как расширение масштабов транспортного бизнеса, обеспечение глобальной конкурентоспособности на рынке перевозок, значительное повышение эффективности и безопасности. К сожалению, сегодня качество вузовского образования значительно отстает от тех преобразований, которые происходят в компании, и это одна из наших основных проблем», – подчеркнул Владимир Якунин.

Мониторинг кадров в РЖД в течение последних трех лет показал, что с каждым годом сокращается количество выпускников транспортных вузов, которые приходят работать по специальности. Так, в 2005 году их было только 38%, причем целевики составляли из них 86%, а в 2007-м из всех выпускников в РЖД пришли 34%, из них целевиков – 76%.

По словам президента компании, его недавнее общение с молодыми работниками на Слете молодежи ОАО «РЖД» показало, что «все они имеют хорошие теоретические знания по специальности, но им недостает практических навыков. Для понимания глобальных изменений, происходящих в компании, не хватает умения стратегически мыслить, знаний современного менеджмента, новых технологий, основ корпоративного управления, навыков лидерства».

В ответ на эти слова ректор МГУПСа Борис Лёвин отметил: «Структурная реформа отраслевого образования стала стрессом для вузов. Мы – консервативная система, и подстроиться под изменения порой весьма сложно. Тем не менее наша высшая школа, как и прежде, ценится высоко. 10 отраслевых вузов находятся в сотне лучших в стране. Это о чем-то говорит. Есть потенциал, который позволяет нам готовить специалистов для реализации перспективных проектов ОАО «РЖД», управленческой элиты компании. Согласен с тем, что развитию практических навыков у студентов нужно уделять больше внимания и для этого надо прежде всего увеличить сроки практического обучения и развивать соответствующие базы для прохождения практики».

Для решения задач, стоящих и перед компанией и перед отраслевым образованием, на встрече было принято решение разработать комплексную долгосрочную программу совместных действий ОАО «РЖД» и учебных заведений в области подготовки квалифицированных специалистов.

Кроме того, в рамках сотрудничества будут разрабатываться единые корпоративные образовательные стандарты, в которых бы отражались требования работодателей к выпускникам вузов.

Напомним, что 11 октября Госдума приняла закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования. «Наша позиция по этому вопросу вам известна – мы должны сохранить подготовку инженеров для железнодорожного транспорта на уровне специалиста, то есть обучение 5 лет. Ведь, несмотря на Болонскую конвенцию, ведущие страны Европы с развитым железнодорожным транспортом – Испания, Франция – осторожно подходят к изменению сложившейся системы подготовки инженерных кадров для транспорта.

Заручившись в ходе встреч поддержкой со стороны ключевых руководителей отрасли, Ассоциация транспортных вузов намерена обратиться в Минобрнауки для того, чтобы утвердить список специальностей, по которым отраслевое образование будет по-прежнему в течение 5 лет готовить инженеров и специалистов. Кроме того, вузы намерены получить разрешение министерства на открытие новых специальностей, необходимых для обслуживания интересов транспортной отрасли, – специалист по привлечению инвестиций, специалист по безопасности и специалист по управлению высокоскоростным транспортом.

Сергей Нагорный


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31