28 октября 2021 07:52

Южные преференции

До Нового года нефть к теплым морям можно транспортировать со скидкой

До Нового года нефть к теплым морям можно транспортировать со скидкой

Минтранс ввел скидки на перевозку транзитных наливных грузов через порты Азова.

Соответствующий приказ ведомства, устанавливающий исключительные тарифы на перевозки нефти и нефтепродуктов транзитом по железным дорогам в порты Азовского бассейна, вступил в силу в конце прошлой недели. Фактически документ расширяет географию уже действующих тарифных преференций, распространяя их с Черного моря на весь Азово-Черноморский бассейн. Срок действия приказа – до 31 декабря 2007 года.

Временно исполняющий обязанности начальника отдела экономического анализа и тарифной политики департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Роман Самарский рассказал «Гудку», что цель инициативы ведомства – переключить объемы туркменской нефти, следующие транзитом через Россию в порты Украины и Латвии на перевалочные мощности Азова, в частности, на паромную переправу Крым – Кавказ. По оценкам ведомства, за время действия скидок на порты Черного моря в порты СНГ транзитом перевезено 250 тыс. тонн туркменской нефти.

Роман Самарский уточнил, что скидка с тарифа составит порядка 50%, а ведомство рассматривает вопрос о пролонгации исключительных тарифов или установлении их в рамках тарифной политики железных дорог государств – участников СНГ.

«Минтранс старается направить по южному направлению ресурсы, добыча которых продолжит активно наращиваться в ближайшее время в Туркмении и Казахстане. Для этого Минтрансу придется продлить действие скидок за пределы 2007 года», – считает аналитик инвестиционной компании «Проспект» Александр Кузнецов.

Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук считает, что через порты Азовского бассейна может пойти и казахская нефть, перевозимая сейчас через Туапсе и Новороссийск.

«Учитывая, что азовские порты, например Таганрог, не глубоководные, экономика транспортировки нефти через них менее привлекательна. Соответственно, чтобы нефть туда пошла, нужны определенные преференции. Инициатива по расширению региона действия исключительных тарифов, возможно, проведена в рамках соглашения между Россией и Казахстаном по транзитным перевозкам. У Казахстана по проекту Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) идет перекачка нефти в тот же Новороссийск. Возможно, им нужны дополнительные объемы к тем, что доставляются по нефтепроводу», – сказал он.

Эксперт ИПЕМ также считает, что даже с учетом преференций данная перевозка рентабельна для РЖД. «Транспортировки нефти – высокодоходный сегмент, и, дав скидку на них, железная дорога все равно получает прибыль. Происходит некоторое перераспределение доходов, часть которых отдается перевалочным мощностям, чтобы включить их в работу», – сказал он.

Вячеслав Закатаев


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31