24 октября 2021 05:41

Дорожный бум

Чтобы справиться с прогнозируемым ростом погрузки, на территории Амурской и Читинской областей будет проложено почти 1000 км путей

Чтобы справиться с прогнозируемым ростом погрузки, на территории Амурской и Читинской областей будет проложено почти 1000 км путей. В рамках реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года» Забайкальская магистраль освоит порядка 320 млрд руб.
Чтобы справиться с прогнозируемым ростом погрузки, на территории Амурской и Читинской областей будет проложено почти 1000 км путей

Промышленное развитие регионов напрямую связано со строительством новых железнодорожных линий
В рамках реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года» Забайкальская магистраль освоит порядка 320 млрд руб. Эти деньги с учетом дополнительного финансирования из региональных и федеральных бюджетов, а также привлечения средств частных инвесторов позволят существенно модернизировать инфраструктуру магистрали.

В ходе воплощения стратегии планируется строительство 909 км новых путей. Эти работы предусмотрены программой увеличения пропускных способностей ЗабЖД, целью которой является увеличение объемов погрузки до 60 – 80 млн тонн в год против сегодняшних 20 млн тонн.

Обеспечить дороге столь значительный рост погрузки должен экспорт минерально-сырьевых ресурсов из России в Китай.

«Чтобы удовлетворить спрос на сырье для черной и цветной металлургии Китая, будут разрабатываться крупные месторождения железных руд в Амурской и Читинской областях, Еврейской автономной области. Большинство этих проектов уже получило поддержку государства и включено в федеральные и региональные программы развития.

По предварительным заявкам отгрузка руды ожидается со станций Олекма и Известковая (ДВЖД), а также со станции Шимановская (ЗабЖД) и с месторождений, расположенных рядом с будущей железнодорожной линией Нарын – Лугокан», – говорит начальник дороги Сергей Тимофеев.

Эта линия протяженностью 375 км соединит с Транссибирской магистралью крупнейшие забайкальские месторождения полезных ископаемых: Быстринское, Култуминское, Лугоканское (медно-сульфидные), Солонеченское (сурьмяно-золотое) и Бугдаинское (золото-молибден-порфировое).

Общий объем средств, необходимых для строительства железной дороги, оценивается в 51,5 млрд руб. Большая часть из них будет выделена из государственного бюджета.

Планируется, что после 2015 года по новой линии будет ежегодно отправляться в Китай более 35 млн тонн руды – такова предварительная суммарная мощность горно-обогатительных комбинатов (ГОК), которые намерено возвести вблизи месторождений ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель».

Еще один железнодорожный участок длиной 125 км и стоимостью 12,5 млрд руб. соединит южный ход ЗабЖД с Березовским железорудным месторождением в Читинской области на границе с Китаем. Его разработкой занимается китайская корпорация «Лунэн». Разведанные запасы руды здесь составляют 438 млн тонн с содержанием железа 36 – 50%.

В 2008 году начнется строительство горнодобывающего предприятия, а первую продукцию Березовский ГОК с объемом добычи 5 млн тонн руды в год должен выдать не позднее 2010 года.

По расчетам Института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта, благодаря пуску этих участков уже к 2015 году объемы транспортировки грузов на отрезке Карымская – Забайкальск составят 47,1 млн тонн, а в 2030 году – 55,2 млн тонн.

Значительное увеличение погрузки дорога ожидает и благодаря развитию экономики Амурской области. По словам ее губернатора Николая Колесова, до 2012 года в регионе планируется создание нескольких деревообрабатывающих комбинатов мощностью 250 тыс. куб. м древесины в год, а также одного предприятия глубокой переработки.

Кроме того, на ближайшие годы намечено открытие двух нефтеперерабатывающих комбинатов и увеличение местными заводами производства щебня для нужд магистрали.

Однако основное увеличение погрузки, как и в Читинской области, здесь произойдет за счет развития минерально-сырьевой базы. Большую часть в погрузке должен дать Гаринский горно-металлургический комбинат по добыче и переработке железной руды, концентрат которой пойдет на Дальний Восток и в КНР.

Окончание строительства Гаринского ГОКа плановой мощностью 10,5 млн тонн руды запланировано к 1 января 2013 года. К этому сроку должна быть построена еще одна железнодорожная линия Шимановск – Февральск – Гаринский ГОК протяженностью 277 км.

Николай Колесов считает, что реализация этих проектов поможет области подготовить бездефицитный бюджет уже к 2009 году, а в 2013 году регион планирует выйти из списка дотационных.

Впрочем, по словам Сергея Тимофеева, коренные изменения в работе дороги произойдут уже в следующем году. Так, в ближайший месяц будут введены в эксплуатацию последние километры серии двухпутных вставок на реконструируемом участке Карымская – Забайкальск. Эти двадцать модернизированных участков общей протяженностью около 200 км позволят пропускать 29 пар поездов в сутки, тогда как еще семь лет назад дорога пропускала в сторону китайской границы не больше 18 пар.

Еще десять дополнительных пар поездов в сутки даст дороге нефтеналивной терминал на станции Сковородино, возводимый в рамках строительства нефтепровода ВСТО. Пуск терминала запланирован на третий квартал 2008 года. Он принесет дороге еще 15 млн тонн плановой годовой погрузки.

Андрей Метелев,
соб. корр. «Гудка»
Чита


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31