28 октября 2021 08:05

Тоска по регулированию

Капитаны отрасли жалуются на дорогие кредиты и высокие цены

Машиностроение рассчитывает на активную государственную поддержку и дешевые банковские кредиты, что позволит ему выйти из кризиса. Власти обещают активно проводить промышленную политику и требуют от отрасли соответствия потребностям рынка.
Капитаны отрасли жалуются на дорогие кредиты и высокие цены

Машиностроение настолько отстало от мирового уровня, что подняться до него без помощи государства и не надеется
Машиностроение рассчитывает на активную государственную поддержку и дешевые банковские кредиты, что позволит ему выйти из кризиса. Власти обещают активно проводить промышленную политику и требуют от отрасли соответствия потребностям рынка.

Основные проблемы отрасли известны: организационные, кадровые, производственные, проблемы качества и конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. О них еще раз напомнил на проходившей недавно в Москве первой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития машиностроения в России» первый вице-премьер Сергей Иванов. «Отвечать на эти вопросы нужно конкретными делами, причем в самые сжатые сроки. В противном случае идея мощной, инновационной, социально ориентированной экономики, гарантирующей высокое качество жизни россиян, так и останется на бумаге», – заявил Сергей Иванов.

Для решения проблем отрасли первый вице-премьер призвал к согласованным действиям все заинтересованные стороны: научные и деловые круги, общественные и государственные институты. Сергей Иванов заявил, что принимаемые правительством меры – развитие государственно-частного партнерства, совершенствование таможенных процедур, бюджетное субсидирование инноваций, венчурное финансирование, развитие лизинга – приносят свои плоды. За семь месяцев 2007 года вся промышленность в России выросла на 7,7%, а производство машин и оборудования – на 28%.

«Однако любая, даже сверхпротекционистская политика будет тщетна без поддержки тех, в интересах кого она проводится», – отметил Сергей Иванов.

Но самому машиностроению оказывать эту поддержку крайне тяжело. Как заметил генеральный директор ФГУП «Рособорон-экспорт», председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов, машиностроение находится все еще в начальной стадии структурных преобразований, которые проходят весьма сложно. Уровень изношенности оборудования запредельный, по-прежнему не управляемо ценообразование, нет четкой кадровой политики, затяжной характер принял процесс первичной интеграции предприятий, очень медленно формируются корпорации.

Техническое перевооружение промышленности должно составлять 10 – 12% в год. Однако у предприятий все еще очень мало свободных денег либо их нет вообще. А банковские кредиты выдаются на очень короткий срок и по очень высоким процентам.

Не секрет, что большинство руководителей предприятий считают, что государство должно стать главным кредитором модернизации отрасли, отметил глава «Рособоронэкспорта». Они рассчитывают на субсидирование процентных ставок, государственные гарантии по кредитам, поддержку ценных бумаг предприятий. Они должны проводить модернизацию в интересах выпуска товаров, имеющих спрос на рынке. Для привлечения частного капитала надо не только видеть, какая продукция будет востребована, но и знать будущие объемы ее реализации. В пример приводится корпорация Boeing, которая собрала более 600 заказов на свою новую модель. Хотя недавно состоялась только первая выкатка самолета. При этом глава «Рособоронэкспорта» констатировал, что у нас в стране появился схожий прецедент. Выкатку своего самолета SuperJet 100 произвела компания «Гражданские самолеты Сухого», и на него также уже есть заказы.

Неоценимую поддержку модернизации машиностроения оказывает госзаказ. Государство впредь намерено размещать свои заказы там, где конечный продукт будет дешевле и более качественным. При этом, чтобы государство понимало выгоду покупки продукта, нужна информация о возможностях того или иного предприятия.

«Экономика не может внятно развиваться в непрогнозируемом и неуправляемом росте цен на сырье и материалы. Предприятия могут перестать пользоваться дорогими товарами и услугами внутреннего рынка и уйдут на внешний рынок», – предостерег глава «Рособоронэкспорта». В последние годы многие предприятия искусственно поднимают цены на свою продукцию в 3 – 4 раза, связывая это с низкой загруженностью производства. Агрессивную политику ведут также владельцы частных предприятий, поставляющих комплектующие.

В итоге концерны предлагают разработать и принять государственную концепцию регулирования цен как на конечную продукцию, так и для поставщиков комплектующих. А также совершенствовать и антимонопольное законодательство в части сдерживания роста цен на сырье, материалы и комплектующие, которые производятся в рамках госзаказа. Чтобы облегчить техническое перевооружение, предлагается отменить налог на импортируемое оборудование. В качестве приоритетного направления развития отечественного машиностроения называют приобретение зарубежных производственных активов. Чтобы на основе зарубежного опыта преодолеть упущенные возможности, сделать действительно прорывные открытия. Еще одним условием развития отечественного машиностроения является создание госкорпораций, которые будут заниматься всей производственной цепочкой: от конструкторских разработок до производства.


Динамика производства грузовых автомобилей за январь – июнь 2007 года в % к соответствующему периоду прошлого года


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31