24 октября 2021 07:09

Поиск взаимопонимания

Молодые специалисты занялись определением своего места в ОАО «РЖД»

Вернувшись с молодежного слета, участники пытаются построить новую систему отношений с руководством дорог, филиалов и предприятий. В резолюции cлета молодежи ОАО «РЖД» обозначено более десятка задач, без решения которых компания не сможет дальше успешно развивать кадровую политику.
Молодые специалисты занялись определением своего места в ОАО «РЖД»

Как считают первые руководители ОАО «РЖД», для внедрения своих идей и проектов на местах молодежи потребуется мужество
Вернувшись с молодежного слета, участники пытаются построить новую систему отношений с руководством дорог, филиалов и предприятий.

В резолюции cлета молодежи ОАО «РЖД» обозначено более десятка задач, без решения которых компания не сможет дальше успешно развивать кадровую политику. Среди них – непрофильное использование специалистов, невнимание к их скорейшей адаптации на производстве, отсутствие условий для практического обучения и самосовершенствования и т.д.

Как выяснилось в ходе проведенного «Гудком» опроса делегатов после слета, молодые работники компании проявили большой интерес к тому, что обсуждалось на мероприятии. Многие же руководители на дорогах, по мнению опрошенных, к их энтузиазму отнеслись с осторожностью.

«В ноябре при поддержке департамента управления персоналом СКЖД мы проведем слет молодежи нашей магистрали, ведь интерес у ребят к происходящим процессам огромный. А что касается наших руководителей, то не все из них верят, что можно вот так, с ходу перейти на работу с принципиально новыми подходами и методами, хотя в общем понимают, что преобразования нужны», – поделился своими впечатлениями председатель Совета молодых специалистов СКЖД, инженер службы корпоративной информатизации Евгений Москвин.

Руководство ОАО «РЖД» также опасается того, что инициативы молодежных активистов могут встретить ряд препятствий.

«Я уверен, что результаты работы слета не заставят себя ждать. Важно только, чтобы руководство на местах правильно отреагировало на инициативный подъем, ведь энтузиазм может погаснуть, если молодежь не получит возможности проводить свою политику «снизу», – считает начальник департамента социального развития ОАО «РЖД» Андрей Быков. По его мнению, одна из причин возникновения таких препятствий заключается в устаревшей системе трудовых отношений на местах.

Как заметил на слете начальник департамента информатизации и корпоративных процессов управления Алексей Илларионов, «железные дороги раньше держались на безусловной дисциплине и вере в руководство. А в любой современной компании, которой важно задействовать для получения максимального результата весь потенциал сотрудников, приветствуется диалог, инициатива, проектное мышление». Все это плохо сочетается с воинской дисциплиной.

Кроме того, именно принцип «приказы не обсуждаются!» и недостаточно уважительное отношение руководителей к подчиненным, судя по опросам, проведенным социологами, являются распространенной причиной увольнения молодых специалистов из ОАО «РЖД».

«У нас депо является не то что градообразующим, а районообразующим – кроме парочки совхозов и депо работать мужикам больше негде. Поэтому начальник депо – фигура в районе заметная. Настолько заметная, что слова лишнего в его присутствии не скажи, не говоря уже о возражениях и предложениях. В общем, после очередного совещания под его председательством я написал заявление об увольнении. Ушел к коммерсантам. Хотя зарплата на дороге была хорошая – не спорю», – рассказал «Гудку» бывший работник ДВЖД, пожелавший остаться неназванным.

Насколько приживется инициатива молодых в таких условиях, сказать сложно.

Тем не менее после слета на дорогах и предприятиях началось формирование молодежных активов, и снова их участники говорят о необходимости достижения взаимопонимания с непосредственным руководством.

Представитель Куйбышевской дороги Алексей Рогожин, например, считает, что неплохо было бы решить вопрос о деятельности молодежных советов централизованно, что поможет избежать «разноголосицы» на дорогах и предприятиях.

«Необходимо сформировать саму систему работы и начать с разграничения обязанностей и определения некоторых полномочий на дорожных уровнях, расставить приоритеты, провести структуризацию. Ведь многие молодые до сих пор не могут определить свое положение на предприятии кроме как «активист», и не исключено, что в скором времени кое-кому из них руководство будет намекать на то, что они отходят от своих непосредственных обязанностей. Мол, развивать компанию – дело хорошее, но в свободное от основной работы время. Поэтому нужно как-то выделять таких людей на предприятии», – говорит Алексей.

Пока же успешность деятельности молодежных советов зависит от настроя конкретных руководителей, их понимания новых задач в молодежной и кадровой политике. И, по признанию начальника департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД» Валерия Веремеева, не все они «готовы к тому, чтобы без дополнительной подготовки решать подобные задачи с применением современных управленческих технологий».

В какой-то мере конфликт поколений можно решить за счет более активного вовлечения управленцев в деятельность молодежи.

Так, по мнению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, лидерами для основной массы молодежи должны стать не только перспективные коллеги, но и непосредственные начальники. На дорогах целесообразно «внедрить программу формирования карьерного роста, согласно которой руководитель молодого специалиста должен уметь прогнозировать перспективу его развития на 3 – 5 лет».

Таким образом, менеджеры в возрасте окажутся в своеобразной связке с молодыми подчиненными, что и должно разрешить недопонимание «отцов» и «детей».


Авторитетное мнение
    Владимир Нечаев, ректор Национального института «Высшая школа управления»:

    – Конфликт молодежи и руководящих кадров на местах разрешить возможно, но не скоротечными методами. Как показала история, преобразования после «тихих» революций бывают более эффективными, открытые же конфликты опасны. Что я имею в виду?
    Во-первых, молодежь должна постоянно доказывать руководству, что ее идеи эффективны, во-вторых, молодые специалисты должны не обособляться, не дистанцироваться от руководства, а взаимодействовать с ним, обращаться за помощью как к более опытным специалистам, и главное – молодежь должна четко представлять перспективы компании и свое место в ее будущем.
    Эффективной может оказаться и система наставничества, которая практикуется во многих крупных компаниях и которую предлагает ввести президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Этот подход ценен тем, что он способствует передаче опыта старших поколений к молодым подчиненным, но вероятность того, что наставничество может стать игрой ради игры, высока. Это должно быть продуманным, проработанным социальным проектом, тогда наставничество действительно поможет преодолеть проблему разных поколений ОАО «РЖД».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31