19 октября 2021 19:19

Не наше курево

«20 сигарет» явно отдают заокеанским «табачком»

«20 сигарет» явно отдают заокеанским «табачком». Почему, что проходит на ура в американском кино, в российском кино принимается в штыки? Рассуждать об этом феномене можно бесконечно, тем более что пример только что вышел на экраны. Это новая трагикомедия «20 сигарет».
«20 сигарет» явно отдают заокеанским «табачком»

Офисные страдания Андрея (Илья Любимов) достоверными не кажутся
Почему Россия не Америка? Вопрос, само собой, риторический и отвечать на него – заведомо гиблое дело. Почему, что проходит на ура в американском кино, в российском кино принимается в штыки? Рассуждать об этом феномене можно бесконечно, тем более что пример только что вышел на экраны. Это новая трагикомедия «20 сигарет».

Сам факт, что сценаристом «сигарет» стал Дмитрий Соболев, написавший сценарий к «Острову», уже подогревал интерес и ставил фильм в некое привилегированное положение. Но если «Остров» после преломления через призму Лунгина получился до невозможности русским, то «20 сигарет» дебютанта Александра Горновского оказались «лицом без гражданства», поскольку даже при всей жестокости современных реалий в картине слишком много противоречий с российской действительностью.

Главный герой по имени Андрей Соболев (Илья Любимов) попадает в заведомо проигрышную ситуацию – мало того что человек решил бросить курить (любой курильщик, когда-либо пытавшийся бросить, от такой предпосылки уже ощутит нехватку никотина в крови), так у него еще жена вот-вот родит и жуткая нервотрепка на работе. Чтобы отвести душу, Андрей не находит ничего лучшего, чем нахамить капризной клиентке (Галина Тюнина) и получить еще больше неприятностей. Любой знает: здесь одной пачкой курева не обойтись, но смысл в том, что каждая сигарета отмеряет некий промежуток времени и подталкивает к новым «корпоративным» решениям.

Казалось бы, где тут отсутствие логики, если все получается вполне стройно и закономерно: Соболев мечется, клиентка стервозничает, начальник Андрея ставит эксперименты на подчиненных, жена рожает.

К сожалению, офисно-жизненная свистопляска не внушает доверия и смотрится сильно притянутой за уши. Тут можно возразить: в наш бурный век со среднестатистическим служащим может приключиться и не такая катавасия. Но не у нас. Холодный рассудок зрителя услужливо подскажет, что при общей нехватке квалифицированных кадров начальник никогда не станет кидаться сколько-нибудь полезным работником, даже если его польза заключается только в умении варить кофе. Здравомыслящие клиенты не станут портить себе репутацию и откровенно самодурствовать, а исключительно талантливый рекламный агент всегда сумеет отпроситься с работы на денек, чтобы помочь родить благоверной и все-таки бросить курить.

В картине некому сопереживать, кроме разве что жены Андрея. Главный герой, за моральным выбором которого ведет нас режиссер, напускает на себя демонический вид, старательно играя непростую дилемму, но верить ему как-то не получается.

То же самое и с остальными героями, кроме разве что Оскара Кучеры, сыгравшего друга Андрея и оставшегося вполне естественным. Пейзажи деловой Москвы, метания душевные и физические, все это смотрелось бы хорошо, будь этот фильм родом из Голливуда. Заокеанским актерам проще поверить, что иногда «у них там» жизнь складывается именно так. Да и тема борьбы с курением смотрелась бы актуальнее.

А с «сигаретами» все наоборот. Такое впечатление, что наши актеры сами не верят в реальность происходящего с их героями.

В том, что хорошая задумка Дмитрия Соболева превратилась во вполне посредственное кино, ничьей вины нет. Продать бы сценарий в Голливуд – они наверняка сделали бы из этого конфетку, которая пришлась бы по вкусу российским любителям жизненных драм с элементами гротеска. Но уровень цинизма наших режиссеров пока еще не дорос до американского, и попытки снять что-то про мораль и аморальность в офисных декорациях выглядят неестественно. Может быть, стоит снимать про мораль по-русски, а-ля «Остров», а вот вариации на тему человеческого цинизма оставить американцам, научившимся измерять ценность человека тем, насколько ловко он может выкрутиться из самой паршивой ситуации. По крайней мере, каждый будет занят тем, что у него лучше всего получается. А пока вышло, что в пачку сигарет, которой стал фильм, вперемешку напиханы бычки от «Кэмела», «Беломор-канала», «Явы» и вообще какой-то запредельный самосад.

Яна Дылдина


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31