20 октября 2021 18:46

Экспорт мимо Евросоюза

Белорусским грузам больше подходит Усть-Луга

Белорусским грузам больше подходит Усть-Луга

Белоруссия вновь готова переориентировать весь объем перевалки экспортных грузов на порты Калининградской области.

По словам президента страны Александра Лукашенко, «весь поток грузов мы готовы переориентировать на Калининградскую область. Надо порт строить – будем строить». Эта точка зрения несколько расходится с недавно озвученной позицией белорусского Минтранса, который продолжает утверждать, что более удобные маршруты пролегают через Литву и Латвию.

Опрошенные «Гудком» отраслевые эксперты не разделяют точку зрения белорусского лидера. «Идея о строительстве порта в Калининградской области не решит проблемы с транзитом через Литву. На мой взгляд, наилучшим решением вопроса будет перевалка белорусского экспорта через Усть-Лугу», – заявил «Гудку» председатель исполнительного комитета координационного транспортного совещания стран СНГ Чингиз Измайлов.

Согласна с этим мнением и руководитель центра логистики ЗАО «Отраслевой центр внедрения» Татьяна Кондрашенко. «Усть-Луга – оптимальный вариант реализации российского транзитного потенциала для экспортных грузов Белоруссии. РЖД, имея свой пакет акций в Усть-Луге, может лоббировать железнодорожные перевозки, в том числе и из Белоруссии», – рассказала она «Гудку».

«В Калининградской области и при строительстве нового порта не удастся создать глубины для захода большегрузных судов. Перевозка через Усть-Лугу будет не намного дороже, чем через Литву в Калининград. Но при этом около 40% провозных платежей не будет оседать в бюджете другого государства. Возможны и тарифные преференции для белорусского экспорта, например, в обмен на некоторое снижение ставки транзита российского газа через Белоруссию в Европу. Строительство же собственного терминала в Усть-Луге позволит Белоруссии создать на нем комфортные экономические условия для перевалки своих грузов. В итоге Белоруссия получит эффективный коридор на Балтику, а Усть-Луга – дополнительные объемы грузов», – считает господин Измайлов.

К тому же при перевозке грузов через Литву необходимо оформление таможенных документов по евростандартам. На недавнем заседании ЕврАзЭС в Душанбе фактически решен вопрос о едином таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Соответственно сложности с таможенным оформлением на белорусско-российской границе исключаются – грузы пойдут по единой накладной.

«Ориентация грузов на Усть-Лугу позволит застраховаться и от непредсказуемой транспортной политики Евросоюза, который может, например, в целях защиты своего рынка ввести запрет на перевозку химических грузов. Мало того, на уровне Евросоюза почти решен вопрос о переходе стран Балтии на европейский стандарт колеи, что станет дополнительным препятствием для перевозки грузов через Литву», – отметил Чингиз Измайлов.

Вячеслав Закатаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31