09 декабря 2021 08:05

Не финансируется

МЭРТ еще не освоил всех тонкостей институтов развития

Кабинет министров вчера определил главные задачи институтов развития по диверсификации экономики. Ни одна из этих структур так и не заработала, хотя основные документы по их функционированию приняты. Тормозят процесс разного рода юридические неувязки.
МЭРТ еще не освоил всех тонкостей институтов развития

Эльвире Набиуллиной предстоит заставить институты развития работать на экономику
Кабинет министров вчера определил главные задачи институтов развития по диверсификации экономики. Ни одна из этих структур так и не заработала, хотя основные документы по их функционированию приняты. Тормозят процесс разного рода юридические неувязки.

Несмотря на то, что самому «старому» институту развития – Инвестиционному фонду – уже больше двух лет, реальное финансирование проектов из него так и не началось. А ведь как раз на него ложится основная задача по развитию транспортной инфраструктуры страны. Одобрено 12 проектов, по трем уже подписаны инвестиционные соглашения, которые позволяют открыть финансирование. Но оно не открывается.

«Практика работы Инвестиционного фонда показала, что регулирование одного из основных инструментов – концессий – требует совершенствования, – сообщила членам кабинета министров глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. – Необходимо рассмотреть вопрос разделения рисков, возникающих при концессионных соглашениях, а также проработать вопрос о механизме государственных гарантий при привлечении инвесторов с заемным финансированием».

Положение «Об Инвестфонде» вступило в противоречие с нормами закона «О концессиях», которые предусматривают, что в заключаемом по итогам проведения конкурса концессионном соглашении уже должен быть прописан весь объем финансовых обязательств сторон. Государство не может определить, сколько средств нужно потратить на выкуп земельных участков под строительство, и поэтому не может прописать это в инвестиционном соглашении. А без соглашения не может начать выкуп, который необходимо провести еще в этом году.

Поэтому премьер-министр Виктор Зубков высказал недовольство по поводу затянувшейся процедуры согласования изменений в положение «Об Инвестфонде» для использования его средств при строительстве Западного скоростного диаметра – наиболее проработанного проекта. «Пока вы согласовываете, проект подорожал: стоил 82 млрд руб., а сейчас зашкаливает за 120 млрд», – заявил он и настоятельно попросил ускорить процесс. По его словам, администрация Санкт-Петербурга со своей стороны все сделала, но со стороны федеральных властей еще ничего не готово. Причину такой задержки Эльвира Набиуллина объяснила новизной метода. «Это новый для нас инструмент, и поскольку все проблемы выявляются по ходу, мы, конечно, затягиваем принятие поправок в концессионное законодательство, но находим и достаточно быстрые решения», – объяснила глава МЭРТ.

Особое внимание Виктор Зубков обратил на необходимость контроля за средствами институтов развития (Банка развития, Венчурного фонда, особых экономических зон и т.д.). «Как известно, хищение бюджетных средств у нас присутствует, поэтому важно регулярно контролировать деньги, причем к контролю должна быть причастна и общественность», – отметил господин Зубков. На что глава экономического ведомства предложила совместными усилиями разработать систему мониторинга, а также единые стандарты предоставления информации.

В ходе заседания были названы и другие проблемы, общие для всех институтов развития. Прежде всего они касаются координации их деятельности, конкретных целей и задач. «Нужно разработать четкую стратегию для каждого института и отразить в ней четкие задачи, что поможет исключить дублирование и взаимодополнения в действиях», – считает г-жа Набиуллина.

Интересно, что этим летом Ассоциация менеджеров России провела опрос большого количества бизнесменов на тему, что их больше всего отпугивает от участия в частно-государственном партнерстве. На первом месте оказались забюрокраченность процесса и коррупция (на это указали 38,1% опрошенных), на втором – отсутствие ответственности у госструктур за результат и сроки согласований (31,8%). И только на третьем месте – опасность рисков невозврата инвестиций.

Галина Бочарова


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31