30 июля 2021 19:21

Под присмотром спутников

Сергей Ададуров: «В ближайшие два-три года на полигонах дорог должны быть внедрены спутниковые технологии определения в режиме реального времени местоположения железнодорожных транспортных средств, используемых для пассажирских и грузовых перевозок, включая перевозки специальных и опасных грузов»
Сергей Ададуров, генеральный директор Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте ОАО «НИИАС»:

– Внедрение навигационных спутниковых технологий на железнодорожном транспорте – одно из приоритетных направлений работы института. Разработки по внедрению таких систем, которые определяют местоположение локомотива с погрешностью не более 30 м, а его скорость – не более 0,05 м/с, начались еще десять лет назад. Сегодня ими оснащено около 7000 локомотивов ОАО «РЖД». Два года назад началась апробация маневровой и горочной автоматических локомотивных сигнализаций (МАЛС/ГАЛС) с интегрированными средствами спутниковой навигации. Устройства определяют местоположение маневровых локомотивов на путях станции с погрешностью не более одного метра с указанием номера пути, на котором находится машина.

В прошлом году на Октябрьской и Московской магистралях началась реализация пилотного проекта по внедрению спутниковых технологий и систем дифференциальной глобальной навигационной спутниковой системы (ДГНСС) на участке Москва – Клин.

На участке протяженностью 64 км была создана опытная ДГНСС, учитывающая все требования стандартов Европейской системы спутникового позиционирования (EUPOS). Эта система включает в себя четыре постоянно действующие спутниковые приемо-передающие станции, установленные на Ленинградском вокзале (Москва), железнодорожных станциях Подсолнечная (ОЖД), Дмитров и Манихино (МЖД). Все они соединены в общую сеть сбора и обработки данных. Затраты на запуск системы, обеспечивающей определения координат локомотива с высокой точностью, составили около 16 млн руб.

Полученные в результате эксперимента данные показывают, что ДГНСС такого типа обеспечивают решение практически всех задач в области капитального строительства и путевого хозяйства, а также последующей эксплуатации железной дороги, особенно там, где требуется высокоточное координатно-временное определение положения того или иного объекта в пространстве.

Стоимость развертывания такой высокоточной многофункциональной системы составляет 70 тыс. руб. на километр железнодорожного пути.

Эта разработка заинтересовала ОАО «РЖД» и вошла вместе с рядом других перспективных технологий в программу «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года». К 2015 году планируется оснастить российский железнодорожный транспорт спутниковыми навигационными системами, объединенными в единую систему координатного управления.

Эта система должна стать базой оперативного мониторинга всего железнодорожного комплекса, обеспечивая при этом прогнозирование ситуаций для каждой единицы подвижного состава и каждого занятого в технологическом процессе звена.

В ближайшие два-три года на полигонах дорог должны быть внедрены спутниковые технологии определения в режиме реального времени местоположения железнодорожных транспортных средств, используемых для пассажирских и грузовых перевозок, включая перевозки специальных и опасных грузов. Будут сформированы цифровые электронные карты пути и объектов инфраструктуры на основе спутниковых определений координат для их использования в бортовых локомотивных устройствах безопасности.

В ближайшей перспективе ДГНСС будет применяться при строительстве и эксплуатации высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, а также скоростной магистрали Москва – Адлер.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31