09 декабря 2021 07:53

Электричкам нужны контракты

Споры дороги и властей регионов должен закончить федеральный центр

Горьковская магистраль предложила региональным властям перейти на контрактную форму компенсации убытков дороги от пригородных перевозок. Регионы же готовы пойти на это только при поддержке со стороны федерального центра.
Споры дороги и властей регионов должен закончить федеральный центр

Пригородные пассажирские перевозки постоянно востребованы, но остаются убыточными без поддержки регионов
Горьковская магистраль предложила региональным властям перейти на контрактную форму компенсации убытков дороги от пригородных перевозок. Регионы же готовы пойти на это только при поддержке со стороны федерального центра.

По словам начальника ГЖД Сергея Козырева, контракты между регионами и дорогой должны оговаривать маршруты и объемы заказанных перевозок, уровень тарифов, приемлемых для населения. Кроме того, в них обязательно должно быть указано, как и когда будут компенсированы убытки от перевозки как федеральных, так и региональных льготников. Сейчас дорога, устанавливающая тарифы в соответствии с требованиями властей, не получает в полном объеме компенсаций упущенной прибыли ни из федерального, ни из регионального бюджетов.

«Мы намерены эту практику изменить, – пояснил ситуацию Сергей Козырев. – По действующему законодательству железная дорога может организовывать пригородные пассажирские перевозки, но вовсе не обязана делать это. Именно в таком ключе и надо рассматривать эти соглашения – если регионы хотят, чтобы электрички ходили, то они должны идти нам навстречу».

Местные власти готовы заключить контракты, но их беспокоит то, что методика расчета убытков железнодорожников не закреплена законодательством.

«Почти любую позицию, включенную в подсчеты железной дороги, можно оспорить, найдя к подсчетам другой и тоже вполне законный, обоснованный подход. Нужна единая методика, утвержденная на федеральном уровне», – убежден начальник отдела транспорта министерства промышленной политики и инноваций Оренбургской области Александр Котенко.

Есть свои пожелания к федеральному центру и у Горьковской. Анализ структуры перевозок показал, что среди пригородных пассажиров только 39% полностью оплачивают свой проезд. Среди тех, кто не оплачивает полную стоимость билета, 14% – железнодорожники, 4% – школьники и студенты. Региональные власти предоставляют льготы 5% пассажиров, в то время как федеральных льготников – 38% из всех путешествующих в электричках. Поэтому железнодорожники считают, что более уместны не компенсации убытков ГЖД из бюджетов областей и республик, а субвенции из бюджета РФ.

Специальная комиссия, состоящая из представителей управлений железных дорог Приволжского федерального округа и региональных правительств, рекомендовала полномочному представителю президента обратиться с этим предложением к федеральной власти. Причем оптимальным выходом из сложившейся ситуации, по их мнению, стало бы создание компаний по пригородным перевозкам, учрежденных магистралями и регионами. Но области и республики, работающие с Горьковской дорогой, пока не торопятся дать положительный ответ на это предложение.

«Регионы не готовы компенсировать убытки от перевозки льготников, и созданная пригородная компания пока может быть только убыточной, а такую нельзя выпускать на рынок», – заявил Сергей Козырев.

Подтверждает слова начальника ГЖД и опыт других дорог. Так, учрежденное в феврале прошлого года советом директоров ОАО «РЖД» и администрацией Волгоградской области ОАО «Волгоградтранспригород» за год повысило доходность пригородных перевозок во многом благодаря поддержке местных властей. Компания свела практически к нулю количество безбилетных пассажиров за счет усиления перронного контроля и проверки в поездах, увеличив доход от продажи билетов на ряде станций на 72,4%. А областная администрация с апреля 2007 года ввела социальный абонементный билет на электрички для региональных льготников. Стоимость месячного билета в среднем 450 руб., причем пассажир платит только треть этой суммы, остальное оплачивает регион. «Благодаря поддержке местных властей мы только за счет региональных льготников увеличили пассажиропоток на 41,6 тыс. человек в месяц, получив уже за первый месяц работы этой схемы 1,3 млн руб., тогда как за весь 2006 год железнодорожники заработали на перевозке льготников всего 1,166 млн руб.», – сообщил генеральный директор ОАО «Волгоградтранспригород» Александр Васкевич.

Пока контракты с регионами ГЖД заключить не удается, магистраль использует другие способы ухода от убыточности пригородных перевозок. Так, дорога ввела в Нижегородской области и Чувашии дифференцированный пригородный тариф, при котором плата за проезд первых от вокзала зон установлена чуть выше, а плата за проезд до дальних – ниже. В результате часть пассажиров пересела с автобусов на электричку.

«Мы видим в переходе к дифференцированным тарифам один из путей повышения выручки, – сказал заместитель начальника Горьковской дороги по реформированию и работе с органами власти РФ Георгий Сторожук. – Прилегающие к крупным узлам, к центрам регионов участки более востребованы у пассажиров, чем отдаленные. А на территориях, находящихся на краю областей и республик, население обычно менее обеспечено и нуждается в поддержке».

Региональная энергетическая комиссия Республики Удмуртия по предложению дороги также установила с 15 октября на своей территории дифференцированные тарифы. Но на дороге констатируют, что это полумера и избавить пригородный комплекс от убытков может только закрепленная документами обязанность властей регионов нести финансовую ответственность.

Николай Морохин
Инга Сундукова


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31