05 декабря 2021 04:42

Морской узел

В Калининграде обсудили проблемы, мешающие конкурентоспособности судовладельцев

Поиску путей решения проблем, мешающих эффективным морским перевозкам, было посвящено выездное совещание комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, прошедшее в Калининграде. Препятствий, мешающих компаниям играть на равных в Мировом океане, немало.
В Калининграде обсудили проблемы, мешающие конкурентоспособности судовладельцев

Многие положения международного морского законодательства в РФ не работают
Поиску путей решения проблем, мешающих эффективным морским перевозкам, было посвящено выездное совещание комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, прошедшее в Калининграде.

Препятствий, мешающих компаниям играть на равных в Мировом океане, немало. Россия до сих пор не присоединилась к международным соглашениям, обеспечивающим безопасность в сфере морской деятельности. Cудовладельцы теряют прибыль от несовершенства Таможенного кодекса и бюрократической волокиты контролирующих госслужб. Порты в убытке из-за того, что Минфин лишает перевозчиков права применения нулевой ставки НДС.


Безопасность без бюрократии

Коммерческий директор ОАО «Калининградский морской торговый порт» Валерий Тарасов считает, что для обеспечения безопасности на том уровне, который принят в большинстве стран, Россия должна срочно ратифицировать главу II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море от 1974 года, а также Международный кодекс по охране судов и портовых средств. Эти документы позволяют обеспечивать безопасность как моряков, так и технических средств. Однако для их применения в России нет необходимой правовой базы.

Еще одна «головная боль» морских перевозчиков – излишне долгая процедура оформления судна на приход в порт. В результате компании терпят убытки от простоя судов на рейде. Такая проблема складывается по причине несовершенства Таможенного кодекса. По словам Валерия Тарасова, отдел досмотра и таможенного оформления, обслуживающий торговый и рыбный порты, железнодорожную станцию Калининград-сортировочный, переведен на дневной режим работы. Между тем порты и станция действуют круглосуточно, прочие контрольные службы обслуживают грузопотоки также днем и ночью.

Как заверил заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления (по Калининградскому региону) Владимир Кулешов, их структуры готовы к рассмотрению этого вопроса. «Возможно, когда был установлен такой режим, у поста и не было необходимости работать круглосуточно. Потом грузопоток возрос, и такая необходимость появилась», – предположил он.

Как утверждают морские перевозчики, к задержке судов при оформлении документов приводит и избыточная бюрократизация этой процедуры. В зарубежных портах к ней более разумный подход – принцип «одного окна». Однако первый заместитель начальника Регионального пограничного управления ФСБ России по Северо-Западному федеральному округу Виктор Губенко такую точку зрения не разделяет.

По его мнению, суда стоят на входе в порт не из-за бюрократической волокиты, а потому что руководство портов по каким-то своим причинам не дает «добро» на приход. Но все же Виктор Губенко заверил, что служба инициирует создание в пункте пропуска принцип «одного окна».


Деньги мимо порта

Еще об одной проблеме говорил управляющий директор ОАО «СК «Волжское пароходство» Александр Шишкин. По его словам, положения п.2 ст.164 Налогового кодекса о нулевой ставке НДС на транспортировку речными судами по территории России экспортных грузов до морского порта не распространяются. Но, поскольку речные перевозки также влияют на стоимость грузов, нулевая ставка должна, по идее, распространяться и на них.

Однако Минфин, давая пояснения по применению Налогового кодекса, указывает, что перевозки экспортно-импортных грузов на территории России облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.

Таким образом, по мнению управляющего директора, министерство необоснованно лишает перевозчиков права применения нулевой ставки НДС. «И дело не в том, что мы хотели уйти от налогообложения, а в том, что фрахтователи отказываются повысить ставку на 18%. По этой причине порт Кавказ, к примеру, лишился значительного объема переработки и, соответственно, доходов. Компании предпочитают украинский порт Керчь, где предоставляется нулевая ставка на добавленную стоимость», – утверждает Александр Шишкин.

Обсудив проблемы законодательного обеспечения морской деятельности, комиссия Совета Федерации по национальной морской политике предполагает проанализировать их и разработать законодательные инициативы и рекомендации правительству по исправлению негативных тенденций в морском секторе экономики.

Кроме того, Правительству России рекомендовано разработать порядок государственного контроля в портах по аналогии с существующим в портах стран Евросоюза.

Российскому профессиональному союзу моряков комиссией рекомендовано провести мониторинг требующих ратификации конвенций и направить предложения о принятии мер по их реализации в Совет Федерации.

Союзу российских судовладельцев, Ассоциации судоходных компаний рекомендовано подготовить и направить в комиссию предложения по внесению изменений в Таможенный кодекс и нормативные правовые акты, регулирующие морскую деятельность.


Справка «Гудка»


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31