27 октября 2021 05:50

Все в нормативе

Специалисты ЦОТЭНа точно знают, сколько человек должен работать и сколько за это получать

Завтра в Москве состоится научно-практическая конференция «Совершенствование нормирования труда в ОАО «РЖД». Мероприятие проводят департамент планирования и бюджетирования компании и Центр организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН)
Специалисты ЦОТЭНа точно знают, сколько человек должен работать и сколько за это получать

Татьяна Семерова, директор Центра организации труда и проектирования экономических нормативов
Завтра в Москве состоится научно-практическая конференция «Совершенствование нормирования труда в ОАО «РЖД». Мероприятие проводят департамент планирования и бюджетирования компании и Центр организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) – филиал ОАО «РЖД», одна из признанных экспертно-методических организаций в этой области. О том, какие задачи ставит перед собой ЦОТЭН, накануне мероприятия рассказывает его директор Татьяна СЕМЕРОВА.

– Татьяна Георгиевна, как изменились задачи центра после преобразования МПС в ОАО «РЖД»?
– Кардинально. До этого перед нашей организацией стояли задачи по разработке технически обоснованных норм для «сдельщиков» и заданий для «повременщиков» на основе использования опыта передовых предприятий.
Созданная в настоящее время в компании централизованная система направлена не только на разработку норм затрат труда, но и на установление контроля за их правильным применением, что позволяет проводить планомерное снижение издержек производства.
С изменением технологий, внедрением новых технических средств особое значение приобретает содержание численности персонала в соответствии с объемом выполняемых работ. В целях минимизации эксплуатационных расходов, оптимизации численности коллективов центром были разработаны типовые штатные расписания дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, структурных подразделений Дирекции по управлению терминально-складским комплексом.
В этом году готовятся типовые штатные расписания структурных подразделений Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов, дистанций гражданских сооружений, структурных подразделений ОАО «РЖД» по ремонту и эксплуатации моторвагонного подвижного состава. Работа очень важная, так как в условиях реформирования необходимо установить единый подход к определению численности штатов.
Одним из важных этапов в деятельности компании стал переход на новую корпоративную систему оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД». Этому предшествовала серьезная проработка методических материалов по реализации концепции, в которой активное участие принимали наши специалисты.
Для объективной оценки применения на сети разработанных центром и утвержденных в ОАО «РЖД» нормативных документов по труду и оказания практической помощи структурным подразделениям введена практика выезда специалистов ЦОТЭНа на дороги.

– В последний раз куда выезжали и каковы результаты?
– На Юго-Восточную железную дорогу. Там была проведена проверка расчетов численности и рассмотрены вопросы ее оптимизации, рационального использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы. Мы побывали в 23 структурных подразделениях.
Работа специалистов ЦОТЭНа позволяет повысить рентабельность транспорта
Анализ показал, что при неукомплектованности штата ведущих профессий и должностей на дороге превышена фактическая численность работников относительно нормативов. Выяснилось, что в отдельных подразделениях используют устаревшие сборники нормативов, которые уже не действуют в компании.
По результатам этой работы на дороге проведено совещание, где были обсуждены возникшие в ходе проверки проблемы. В настоящее время аналогичная работа проводится на Северо-Кавказской железной дороге.

– На какие документы вы опираетесь в своей работе?
– Безусловно, важнейший для нас документ – это Трудовой кодекс, который регламентирует порядок разработки, введения и пересмотра норм труда.
Настольной книгой каждого специалиста по труду также является подготовленное центром «Положение о системе нормирования труда в ОАО «РЖД».

– С какими научно-исследовательскими организациями вы поддерживаете контакты?
– Еще с момента образования нашей организации, 50 лет назад были заложены и остаются по сегодняшний день крепкие связи с научно-исследовательскими институтами. Прежде всего это ВНИИЖТ, Московский государственный университет путей сообщения, Гипротранстэи, проектно-конструкторские бюро, что значительно повышает практическую ценность и методическую эффективность наших разработок.

– А есть разработки, которые являются предметом гордости вашего коллектива?
– По итогам 2006 года подготовленные ЦОТЭНом «Нормы времени и нормативы численности на техническое обслуживание микропроцессорных устройств железнодорожной автоматики и телемеханики» признаны лучшей нормативно-технологической разработкой, выполненной по заказу ОАО «РЖД». Это свидетельствует о большом творческом потенциале центра и высокой квалификации наших сотрудников.

– Что вы можете сказать о своих специалистах?
– Несомненно, успех любого дела зависит от исполнителей. В центре с момента его создания всегда работало и работает сегодня много грамотных, инициативных специалистов, которых знает вся сеть железных дорог.
Среди них, например, Анатолий Бухановский, Владимир Родин, Степан Усачев, Михаил Мешенберг, Георгий Романов, Ирина Хромова, Игорь Капланов, Лидия Тришина, Евгения Куриленко, Валентина Сытник, Нина Корнюхова, Галина Бойцова.
Производственные успехи работников ЦОТЭНа, в том числе высокий профессионализм, в разное время были отмечены наградами отрасли – 22 работника награждены знаком «Почетный железнодорожник».
В центре сложились добрые производственные традиции, которые передаются молодежи. 15% наших специалистов моложе 35 лет.

– Какие задачи предстоит решать ЦОТЭН в перспективе?
– Прежде всего, обеспечение соответствия системы нормирования труда требованиям научно-технического прогресса.
Не менее важной задачей является и формирование нормативной базы в рамках Единой корпоративной системы управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР) на железнодорожном транспорте.
Для приведения численности персонала в соответствие с объемами выполняемых работ предстоят дальнейшее совершенствование нормативных документов и разработка прогрессивных норм затрат труда с учетом реформирования транспорта.

Беседовала Елена Кудрявцева


Справка «Гудка»:
    ЦОТЭНу в октябре исполняется 50 лет. Его история начиналась с указания МПС о создании Центрального нормативно-исследовательского бюро. Нынешнее название Центр организации труда и проектирования экономических нормативов получил в год образования ОАО «РЖД» – в 2003 году.
    За полвека специалистами центра разработано около 500 сборников нормативных материалов по труду. В настоящее время действуют 263 нормативных документа: 172 – сборники норм времени, 41 – сборник нормативов численности, 11 – типовые проекты организации труда, 20 – методические рекомендации, 19 – методические материалы общеотраслевого характера.
    Вот только некоторые из них: Рекомендации по разработке и внедрению нормированных заданий работникам с повременной оплатой труда; Положение о системе нормирования в ОАО «РЖД»; Рекомендации по организации премирования работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»; Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих ОАО «РЖД».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31