29 ноября 2021 23:18

РЖД позвали в компанию

На Дальнем Востоке нашли новое «золотое звено»

Владивостокский морской торговый порт хочет создать с ОАО «РЖД» оператора по управлению местным транспортным узлом. Транспортная группа FESCO, купившая 50% ООО «М-порт», владельца ОАО «Владивостокский морской торговый порт», намерена скоординировать его работу с другими компаниями.
На Дальнем Востоке нашли новое «золотое звено»

Для управления большим потоком контейнеров ВМТП требуется новый оператор
Владивостокский морской торговый порт хочет создать с ОАО «РЖД» оператора по управлению местным транспортным узлом.

Транспортная группа FESCO, купившая 50% ООО «М-порт», владельца ОАО «Владивостокский морской торговый порт», намерена скоординировать его работу с другими компаниями.

Об интеграции ВМТП в общую структуру FESCO рассказал на прошедшей вчера ежегодной встрече партнеров ВМТП заместитель гендиректора «Дальневосточного морского пароходства» по интермодальным контейнерным перевозкам Сергей Костян. По его словам, с приобретением порта транспортная группа будет активнее развивать мультимодальные перевозки. «ВМТП должен явиться тем золотым звеном, который свяжет имеющиеся у нас два ресурса – на море и железной дороге», – сказал менеджер. В основном это касается контейнерных перевозок. Хотя, по словам менеджера, нельзя не учитывать потенциал порта по переработке других видов грузов.

По итогам первого квартала 2007 года доля ВМТП в общем контейнерном грузопотоке, идущем через порты Дальнего Востока, составляет 29%. Поднять этот показатель, считают в FESCO, нужно, в частности, за счет увеличения производительности специализированных терминалов. Как заявил Сергей Костян, новый акционер ВМТП поддерживает планы порта по реконструкции причалов № 14 и № 15, где будет обустроен новый комплекс по переработке контейнеров (его оператором выступает ООО «Владивостокский контейнерный сервис»).

Работы по модернизации 15-го причала начались в этом году. Напомним, строительство пройдет в два этапа. Первую очередь мощностью 100 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте) в год планируется сдать в эксплуатацию в середине 2008 года. На втором этапе предусмотрено переоснащение причала № 14. Всего к 2010 году ВМТП с учетом действующего контейнерного терминала сможет ежегодно переваливать порядка 500 тыс. TEU.

По соседству от ОАО «Владивостокский морской торговый порт» расположены объекты «Дальневосточного морского пароходства». Как отметил заместитель гендиректора ДВМП, в прошлом интересы контейнерного перевозчика и оператора терминала не всегда совпадали. «Но в условиях интеграции ВМТП в общую структуру группы FESCO нам надо еще раз пересмотреть свои планы и проекты развития компаний группы в порту для эффективного объединения и использования активов, в том числе территорий, перегрузочной техники, рефрижераторного оборудования, железнодорожных путей и автотранспорта», – заявил он.

Кроме того, для привлечения новых грузопотоков необходимо формировать укрупненные контейнерные поезда. Использование подвижного состава компаний – железнодорожных операторов, входящих в FESCO («Трансгарант», «Русская Тройка», «Дальрефтранс»), сказал Сергей Костян, позволит избежать дефицита вагонов в порту Владивосток.

В то же время надо решить вопросы, мешающие ритмичной работе с железной дорогой. Бывают случаи, когда на подходах к ВМТП скапливается подвижной состав из-за несвоевременной выгрузки вагонов в порту. С другой стороны, портовики жалуются на нехватку вагонного парка под импортные грузы.

«Еще одна проблема появилась недавно. Станция Владивосток забита подвижным составом разных собственников, который не используется. Этот парк на станции Владивосток не управляется никем, он просто стоит в тупиках, на тех путях, где должны формироваться поезда», – рассказал гендиректор ВМТП Вячеслав Перцев.

В этой связи руководство порта вышло с предложением к железнодорожникам о создании совместной компании для координации работы всего транспортного узла. По мысли руководителя ВМТП, этот оператор станет своего рода «диспетчером, определяя, какие вагоны и куда подавать, как формировать поезда, как производить маневровые работы». Как именно будет выглядеть СП, пока не определено. «Не важно, какая организационно-правовая форма, это может быть частная компания или ФГУП. Нас устраивает любой вариант, это не является нашим бизнесом, но такое решение будет способствовать развитию нашего бизнеса», – пояснил «Гудку» Вячеслав Перцев.

Между тем президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов считает создание подобной структуры делом весьма сложным, а сам вопрос риторическим. По его словам, обсуждать можно лишь конкретный проект, в котором определены и четкие механизмы взаимодействия, разделения ответственности.

Георгий Давыдов выразил сомнение в наличии никем не управляемого и неиспользуемого подвижного состава на путях станции Владивосток. Он убежден, что стоящие вагоны задействованы в чье-то логистике, поскольку и за занятие путей, и за пользование вагонами платятся деньги. Никто не вправе, по его мнению, распоряжаться чужими вагонами, поскольку согласно уставу сама дорога имуществом отвечает за них.

Директор департамента маркетинговых коммуникаций компании «Русская тройка» Денис Сурнин сообщил «Гудку», что его компания строит свой интермодальный терминал, который и будет объединять железнодорожное и морское плечо.

Заместитель генерального директора аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Алла Уварова считает, что решение создать стыкового оператора следует признать необходимым с точки зрения дальнейшего развития контейнерных перевозок по Транссибу. Сокращение времени транспортировки контейнеров в первую очередь зависит от временных затрат на их обслуживание в портах. Если на стыковых участках «судно – порт – железная дорога» могут быть сокращены сроки перевалки грузов, то это поможет увеличить грузопотоки на Транссибе. Сухопутные транспортные коммуникации смогут перетянуть на себя какую-то пускай и небольшую, но дополнительную часть грузов.

Однако, отмечает Алла Уварова, эффективность работы такой координирующей компании будет зависеть от того, насколько удачно удастся выстроить логистическую структуру в целом и насколько технологически эффективно будет работать этот бизнес.

Со своей стороны, у железнодорожников возникли вопросы к данной идее. «Кто будет оперировать подвижным составом собственников и согласятся ли они? Мы готовы взять эту работу, но механизмов нет», – сказал директор филиала «ТрансКонтейнер» на Дальневосточной железной дороге Магомед Галимов. «Как будет функционировать эта компания, неясно. Например, мы передадим ей локомотивы для маневровых работ, а что со своей стороны даст порт?» – заметил начальник Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания ДВЖД Александр Соколенко.

Александр Рубцов
Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Владивосток

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31