03 декабря 2021 04:13

Не опоздать в развитии

Магистраль избавилась от статуса «барьерной дороги»

Более 300 млрд руб. планируется вложить до 2015 года в развитие путевой инфраструктуры Северной железной дороги. Это позволит магистрали успеть за возрастающим грузопотоком. О работе дороги и ее планах «Гудку» рассказал начальник магистрали Василий Билоха.
Магистраль избавилась от статуса «барьерной дороги»

Василий Билоха, начальник Северной железной дороги
Более 300 млрд руб. планируется вложить до 2015 года в развитие путевой инфраструктуры Северной железной дороги. Это позволит магистрали успеть за возрастающим грузопотоком. О работе дороги и ее планах «Гудку» рассказал начальник магистрали Василий Билоха.

– Василий Александрович, в какие проекты будут инвестированы запланированные средства?
– Пять лет назад, когда я только пришел, Северную называли «барьерным» местом по пропуску поездов. Мы разработали стратегию развития магистрали. Благодаря ее реализации удалось достичь увеличения грузооборота, добиться соответствия нормативам по пропускным и провозным способностям.
Но требования по распределению вагонопотоков сегодня повысились. В результате получается, что мы уже оперируем цифрами вчерашнего дня. В ближайшем будущем, по расчетам Института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта, через Северную магистраль пойдут потоки, превышающие сегодняшние размеры движения в два раза. И если дорога опоздает в развитии, то может снова стать камнем преткновения в движении вагонопотоков. Чтобы не допустить этого, разработана программа модернизации широтных направлений: Александров – Вологда – Лоста – Череповец, Свеча – Лоста – Череповец и Свеча – Лоста – Обозерская – Маленга. Сегодня они задействованы практически на 100% – плотность вагонопотока, устремившегося в западные порты, очень высока. При этом надо успевать развивать дорогу, оснащать ее новыми коммуникациями, модернизировать устройства контактной сети, СЦБ, путевого хозяйства.
Наш участок Вологда – Череповец уникальный по размерам движения. Равных ему на сети нет. Поэтому разработаны программы его развития, они поддержаны президентом нашей компании Владимиром Якуниным, правлением ОАО «РЖД». Я думаю, что финансовый и строительный потенциал Северной железной дороги позволит нам реализовать все задуманное. Да, мы построили второй путь на участке Вологда – Буй, что в разы улучшило технологию работы. Но сейчас очень важно построить и третьи пути между Вологдой и Череповцом. И это касается не только Северной магистрали. Реализация этого проекта важна для всех российских дорог.
Реализуется на СЖД и структурная реформа, причем, я уверен, все происходящие изменения позитивны и направлены на улучшение качества перевозок, как пассажирских, так и грузовых. Железные дороги должны в этот период выдержать конкуренцию других видов транспорта. Не реформируя, не освобождая магистрали от непрофильной деятельности, мы не добьемся эффективности.

Северная магистраль готова и к модернизации, и к конкуренции
– Откуда такие прогнозы по росту грузопотока?
– Уже сейчас грузонапряженность на большинстве направлений дороги растет на 6 – 7% в год за счет все увеличивающегося объема транзитных перевозок в северные порты и роста отгрузки предприятий в зоне обслуживания СЖД, а на направлении Сольвычегодск – Коноша – Архангельск ее рост ожидается до 15% в год. К тому же сегодня вокруг главных ходов магистрали интенсивно развивается промышленность, что влечет за собой и увеличение объемов железнодорожных перевозок. Так, сейчас в регионе обслуживания Вологодского отделения СЖД открывается особая экономическая зона, так называемый Индустриальный парк, где будут построены более 200 предприятий, и основная транспортная нагрузка по их обслуживанию ляжет на железную дорогу. В Республике Коми строится новый глиноземный комбинат, а для того, чтобы обеспечить и его возведение, и дальнейшее производство, строится новая станция. Ресурсы наших регионов велики. На Северо-Западе и Русском Севере сосредоточены мощные лесные ресурсы, залежи полезных ископаемых. Все Подмосковье пользуется ресурсами из тех карьеров, что находятся в Ярославской области. Тот грузопоток, который будет зарождаться внутри наших регионов, – это солидная добавка к грузообороту плюс увеличение перевозок в порты.
При этом все, кто разбирается в путевой инфраструктуре, понимают: нельзя одинаково содержать путь на Северном Кавказе и на Севере. Здесь очень суровый климат – короткое лето и продолжительная зима, надолго парализующая путевые работы. Но напряженная деятельность в течение пяти лет дала свои результаты. Мы вышли на хорошие параметры работы путевого комплекса. Оснастили путевые машинные станции новой техникой – за пять лет поступило около 80 единиц новых машин. Сегодня наши ПМС способны производить около 650 км капитального ремонта в год. Но, с другой стороны, потребность в ремонте гораздо больше – 750 км. Нам надо наращивать потенциал путевых машинных станций и совместить пропуск плотного вагонопотока и график предоставления «окон» в наше короткое лето.

– Сегодня на многих дорогах РЖД возникают кадровые проблемы. Учитывая весь комплекс задач, есть ли возможность решать его теми силами, которые существуют у магистрали? Каковы кадровые перспективы дороги?
– «Кадры решают все» – лозунг, не нами придуманный. Грамотные, прогрессивные лидеры и технологи ценились во все времена. Но лет 10 – 15 назад в нашей стране далеко не все это понимали, за что сегодня и расплачиваемся. Пять лет назад на СЖД действительно существовал дефицит квалифицированных кадров. Мы затратили немало денег на подготовку железнодорожников, начали плотнее работать с командным составом, с молодыми специалистами, среди которых, кстати говоря, я уже вижу профессионалов, достойных занять ответственные должности. Мы принимали меры, которые позволили обучить, заставить, изменить подходы каждого к работе на своем месте, – а это небыстрый процесс. Не останавливается эта работа и сегодня.

– В эти дни исполняется пять лет с того момента как вы были назначены начальником СЖД. Оглядываясь назад, когда было сложнее работать: сегодня или в 2002 году?
– Любая работа на транспорте непроста. Но когда пришел на Северную, дорогу не знал, потому и не понимал, насколько непростые задачи стоят передо мной. Сегодня, оценивая то время, часто задаюсь вопросом: как же я тогда выжил?! Тем не менее за это время дорога изменилась, стала по-настоящему технологичной благодаря работе всех сотрудников нашего филиала. А значит, многое было сделано правильно.

Елена Бузакова
Ярославль


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31