29 ноября 2021 23:21

Бум или не бум

Размещение бумаг на бирже для российских компаний уже не экзотика

Публичный выход на фондовый рынок за последние два года стал не только популярным способом привлечения инвестиций, но и массово доступным финансовым инструментом. Об этом свидетельствует количество эмитентов, желающих выйти на фондовый рынок.
Размещение бумаг на бирже для российских компаний уже не экзотика

Публичный выход на фондовый рынок за последние два года стал не только популярным способом привлечения инвестиций, но и массово доступным финансовым инструментом. Об этом свидетельствует количество эмитентов, желающих выйти на фондовый рынок. К началу 2007 года о размещениях заявили более 60 российских компаний против 16 в прошлом году.

Интерес к IPO подогрели успешные размещения 2006 года – российским компаниям удалось привлечь $16,5 млрд. А объем сделок только за девять месяцев текущего года, учитывающих первичное и вторичное размещение, превысил $22 млрд. Тем не менее аналитики не называют возросшие аппетиты эмитентов «бумом IPO». «В России IPO вообще нет, разве что «Роснефть», ВТБ и Сбербанк разместились, поэтому я бы не сказал, что оно стало массовым, – отметил в разговоре с «Гудком» портфельный управляющий ИК «Финам» Николай Солабуто, – у нас количество IPO составляет, наверное, одну тысячную процента от объема размещений в других странах». Даже Индия, по словам аналитика, пойдет далеко впереди России по этому показателю.

Основная масса IPO прошла в первые пять месяцев года. А увеличение их количества эксперты связывают с тремя главными факторами. Во-первых, завышенная стоимость бумаг – оценка их достигла на рынке очень высокого уровня. «Если пару лет назад компании не хотели выходить на рынок, считая цены заниженными, то после резкого роста рынков в 2005 – 2006 годах этого уже не было, размещаться стало интереснее», – пояснил в беседе с «Гудком» руководитель департамента аналитических исследований УК «УралСиб» Александр Головцов.

Во-вторых, с помощью IPO легче привлекать инвестиции. Ведь многие компании почти исчерпали возможности по привлечению долгового финансирования. За последние пару лет они набрали достаточно много кредитов, и привлекать их в дальнейшем стало труднее.

Бурно развивающийся рынок IPO в России сейчас замер в нерешительности
Еще один фактор, повлиявший на рост количества размещений, – предвыборный. По словам аналитика, «инвесторов будет смущать приближение выборов, поскольку политическая неопределенность создает дополнительные риски, связанные с возможностью изменения политики страны». В период выборов спрос будет меньше, поэтому многие поторопились разместиться за год до них.

Вместе с тем стремительный рост количества IPO в начале года сменился затишьем в середине. В связи с мировым кризисом ликвидности многие эмитенты объявили о переносе размещений. Поэтому вероятно, что часть российских компаний не реализуют свои планы по выходу на IPO в этом году. Отсутствие свободных средств на рынке и осторожность инвесторов к компаниям из развивающихся стран заставляют инвестбанкиров отговаривать клиентов от проведения публичных размещений. «Я сомневаюсь, что компании успеют разместиться до конца года, ведь после летних катаклизмов на фондовом рынке конъюнктура его только сейчас начинает улучшаться, а восстановится, вероятно, только к декабрю, – размышляет Александр Головцов. – А значит, раньше декабря больших IPO не будет, а их основная масса пройдет после президентских выборов».

При планировании IPO ключевым моментом сейчас является уровень ликвидности. «Компании, планирующие первичное размещение, будут относиться к этому процессу с осторожностью, а компании, запланировавшие повторное размещение, в этом плане могут быть гораздо спокойнее», – высказала свое мнение на конференции «IPO: новые возможности для российских компаний» вице-президент Deutsche Bank Russia Елена Хисамова. В связи со сложной ситуацией на глобальном фондовом рынке инвесторы несколько умерили аппетиты, и уровень подписки на российские акции может быть меньше, чем прежде, а размещение будет проходить по нижней границе ценового диапазона. Но, с другой стороны, по ее мнению, компании могут рассчитывать на более высокое качество книги заявок в связи с уменьшением доли хедж-фондов, которые делают ставки на простую спекуляцию.

Кроме того, потенциальным претендентам на IPO нужно сохранять гибкость и быть готовыми к снижению объемов сделок, если спрос не может удовлетворить потребность компании в капитале. По оценкам Deutsche Bank, порядка 200 российских компаний с капитализацией больше $500 млн, которые сейчас не являются публичными, потенциально могут выйти на IPO.

В то же время, по словам вице-президента банка, волатильный рынок является благоприятной почвой для развития инструментов, обмениваемых на акции. «Надеемся, что в ближайшие месяцы рынком будет протестирован такой инструмент, как конвертируемые в акции облигации», – предположила г-жа Хисамова.

Особую популярность сегодня получили так называемые «народные» IPO, то есть размещения с привлечением физических лиц, которые могли свободно подавать заявки на покупку ценных бумаг компаний. «У IPO этого года появилась особенность – это народность, – отметил Николай Солабуто. – До этого были размещения для пула инвесторов, который формировал андеррайтер, сейчас появилась массовость: помимо пула инвесторов, очень большую часть приобретают частные физики».

Волна «народных» размещений началась с IPO в 2006 году крупнейшей на сегодня российской нефтяной компании «Роснефть». Компания выручила $10,42 млрд, при этом российские частные лица купили ценных бумаг «Роснефти» на $750,7 млн. В 2007 году прошло еще два крупных «народных IPO». В феврале разместил свои акции Сбербанк РФ. Объем заявок от физических лиц был выше в 2,5 раза, чем при размещении «Роснефти». Затем в мае разместился ВТБ. И снова количество частных инвесторов выросло – 135 тыс. заявок. Объем привлеченного капитала от этой категории покупателей составил $1,6 млрд.

В целом состояние фондового рынка за девять месяцев аналитики характеризуют как аномально слабое. «Случаи такой длительной стагнации редки, индекс РТС с января по сентябрь совсем не принес дохода, но накопил значительный потенциал для роста, – пояснил г-н Головцов. – Плюс в этом году по рынкам прокатилось сильное смятение – потенциальных продавцов акций стало заметно меньше, многие успели распродать бумаги в ходе паники летом». При этом акции, по его словам, достаточно дешевые, а цены на них держались примерно на одном уровне, поскольку цены на сырье оставались высокими, экономика росла и прибыли компаний – тоже.

Завершиться год, по прогнозам аналитиков, должен спокойно и с небольшим ростом. «Обычно в конце года на рынке часто наблюдается рост по сезонным соображениям, плюс у многих зарубежных фондов с октября начинается новый финансовый год», – назвал возможные факторы роста Александр Головцов. Еще одной особенностью конца года является то, что многие инвесторы пытаются в этот период подтолкнуть рост котировок на рынке, чтобы переоценить повыше свои портфели. «Традиционно декабрь – самый лучший месяц для рынка», – подытожил аналитик.

«Рынок IPO имеет все возможности заново родиться и дальше развиваться, – считает Николай Солабуто, – но в том случае, если при первичном размещении компании будут предлагать свои акции с дисконтом, то есть по цене ниже оценочной». А если подобных размещений не будет, то начнутся провальные размещения. Тогда, по словам господина Солабуто, мы очень долго не увидим реально рыночных размещений, кроме каких-нибудь карманных, когда вся эмиссия выкупается в одни руки.



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31