03 декабря 2021 03:16

«Дочки» на выданье

От продажи их акций РЖД планируют получить свыше 135 млрд руб.

От продажи их акций РЖД планируют получить свыше 135 млрд руб.

За три года ОАО «РЖД» планирует продать акции 29 дочерних компаний и совместных предприятий, чтобы получить средства для вложения в инфраструктуру и для закупки подвижного состава.

Чтобы реализовать свои задачи и стратегию развития, руководство компании в течение 2004 – 2007 годов выделило из основного бизнеса и создало 44 дочерних зависимых общества (ДЗО) и совместных предприятия (СП). Эти компании функционируют в совершенно различных сферах деятельности. Так, девять ДЗО занимаются производством и капитальным ремонтом путевой техники, семь – капитальным ремонтом пассажирских вагонов, электропоездов и производством запасных частей для них, три – ремонтом грузовых вагонов, четыре – научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, есть компании, специализирующиеся на производстве средств железнодорожной автоматики и телемеханики, проектно-изыскательских работах и общественном питании.

Согласно проекту инвестиционной программы и бюджету ОАО «РЖД» на 2008 год и до 2010 года от продажи 29 дочерних и зависимых предприятий ОАО «РЖД» планирует получить доход на уровне 135,598 млрд руб. От продажи акций ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» предполагается выручить 26 млрд, свыше 20 млрд планируется получить от продажи доли в ОАО «ТрансКонтейнер», от ОАО «ТрансКредитБанк» – 13 млрд. Еще из наиболее значительных источников дохода стоит отметить ОАО «Росжелдорстрой» (4 млрд ), ОАО «ВНИИЖТ» (1,79 млрд), ОАО «Железнодорожная торговая компания» (2,8 млрд).

Особняком в этом списке благодаря своим размерам стоит ОАО «Первая грузовая компания», которую предполагают в будущем вывести на IPO. Кстати, одно ее обособление в 2008 году приведет к увеличению объема услуг по ремонту грузового подвижного состава для ОАО «РЖД», и при этом планируется получить дополнительно доходов в размере 10,3 млрд руб. и прибыли в 1,8 млрд. Однако согласно проекту руководство компании планирует от продажи ее акций получить 60 млрд руб., то есть без малого половину от всей суммы.

Однако будет ли доля «Первой грузовой компании» в 2009 году реализована именно в виде IPO, пока неизвестно. Во всяком случае, как считают аналитики, для этого, может быть, не самый подходящий момент из-за финансового кризиса, который пока не преодолен. Кроме того, предстоит учесть еще ряд нюансов, а именно: чего ОАО «РЖД» больше хочет получить от продажи акций – денег или выхода на международные рынки.

«Выход на IPO – это достаточно серьезный шаг для компании, накладывающий дополнительные требования к прозрачности, уровню корпоративного управления и объему отчетности, – считает первый заместитель генерального директора компании «Ernst & Young – Бизнес-Консультирование» Сергей Закатий. – Учитывая величину соответствующих расходов, многие компании считают, что IPO далеко не оптимальный способ привлечения финансирования. Поэтому поиск стратегического инвестора, выпуск облигаций и иные аналогичные формы привлечения финансирования нередко пользуются большей популярностью, чем IPO».

Иными словами, первичное размещение акций на бирже – удовольствие не из дешевых. Только инвестиционные консультанты просят обычно 7 – 8% от суммы, а ведь еще существует много других накладных расходов: презентаций, рекламных кампаний. Помимо этого, всегда существует риск разместиться по нижней границе цены и попросту недобрать значительные средства. Но на эти риски идут компании, которые хотят стать публичными. Кроме того, как считает Сергей Закатий, выход на IPO может представлять ряд преимуществ для инвесторов, например, повышение ликвидности акций, возможность привлечения значительного (по сравнению с простой продаже акций) объема финансирования.

Учитывая, что инвестиционная программа ОАО «РЖД» до 2030 года просто огромна (порядка 13 трлн руб.) и перед компанией стоит непростая задача собрать эти средства из разных источников, вполне возможно, что приоритет будет отдан другим формам продажи.

В дополнение к реализации пакетов акций материнская компания за три года рассчитывает получить в виде дивидендов от своих «дочек» еще 2,3 млрд руб.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31