03 декабря 2021 04:59

От Дома техники к центрам НТИ

На Юго-Восточной железной дороге впервые провели школу для специалистов по научно-технической информации

На Юго-Восточной железной дороге впервые провели школу для специалистов по научно-технической информации. В первом полугодии 2007 года на железных дорогах внедрили 6537 технических новшеств, заимствованных из информационных источников, с общим экономическим эффектом 91,5 млн руб.
На Юго-Восточной железной дороге впервые провели школу для специалистов по научно-технической информации

Сетевые школы по обмену опытом работы в области научно-технической информации будут проходить регулярно
В первом полугодии 2007 года на железных дорогах внедрили 6537 технических новшеств, заимствованных из информационных источников, с общим экономическим эффектом 91,5 млн руб.

Такие данные были приведены на сетевой школе, прошедшей в конце сентября в Воронеже. В ее работе совместно с начальниками подразделений НТИ ОАО «РЖД» принимали участие представители филиалов компании, проектно-конструкторско-технологических бюро, отраслевых журналов и «Гудка».

Представитель департамента технической политики ОАО «РЖД» Галина Корендясева рассказала, что отсчет отраслевая система НТИ ведет с 5 ноября 1932 года, когда был открыт Центральный дом техники НКПС. В 1969 году были созданы дорожные центры научно-технической информации (ДЦНТИ) и головной институт ЦНИИТЭИ МПС.

Но в 90-е годы структура была разрушена, на Московской, Сахалинской, Калининградской дорогах ДЦНТИ упразднили, на многих объединили с дорожными научно-техническими библиотеками. На Северо-Кавказской, Западно-Сибирской, Красноярской, Южно-Уральской, Московской дорогах попали под сокращение кабинеты научно-технической информации (КТИ), обслуживавшие отделения дорог.

Положительные перемены стали происходить лишь после создания ОАО «РЖД». Программа стратегического развития компании предусматривает внедрение современных технологий, новшеств, передовых методов и приемов труда, что невозможно без стройной отраслевой системы научно-технической информации.

Первые результаты уже есть. Так, в июне 2007 года вновь открыли ДЦНТИ на Московской дороге, КТИ действуют уже на 84% отделений дорог. До конца года запланировано создать 4 КТИ на Западно-Сибирской и 5 на Южно-Уральской железных дорогах, по одному на Калининградской и Сахалинской магистралях. В подразделениях компании регулярно проводятся дни информации, снимаются и демонстрируются учебные технические фильмы, организуются выставки. В столице создали Центр инновационных технологий. Специалисты ДЦНТИ составили в прошлом году свыше 8 тысяч информационных карт, издали и разослали более полутора тысяч информационных листков о технических новинках. По итогам работы в первом полугодии первое место среди ДЦНТИ заняла Дальневосточная, второе – Красноярская и третье – Восточно-Сибирская железные дороги.

Однако успокаиваться рано. Как сообщила начальник отдела ЦНТИ Светлана Федотова, до сих пор нет регламента взаимодействия ДЦНТИ с филиалами компании, отсутствует перечень оснащения кабинетов технической информации. Поэтому ряд КТИ даже не имеет собственных помещений. Необходимо обновить Положение об органах отраслевой научно-технической информации, создать их во всех филиалах.

Пока не на всех железных дорогах считают экономический эффект от внедрения новшеств. Практически отсутствует мотивация работников за содействие внедрению новшеств, составление информационных карт и информационных листков. Начальник ДЦНТИ Юго-Восточной дороги Юрий Соколов рассказал, что за оформление информационной карты о техническом новшестве, составление подробных чертежей и детальное его описание инженер получает премию в размере всего ста рублей. На других дорогах размер вознаграждения за такую работу также незначителен. В недавно созданных филиалах ОАО «РЖД» ФПД, ЦДРВ, ДЖВ работа по НТИ вообще не организована.

Слабо взаимодействуют информационные работники с отраслевыми газетами и журналами, хотя было бы логично рассказывать железнодорожникам о передовом техническом опыте со страниц этих изданий, выходящих тиражами в десятки тысяч экземпляров. Наконец, нужна научно обоснованная методика оценки работы ДЦНТИ для составления рейтинга информационных служб дорог.

Принятые на сетевой школе рекомендации, которые будут утверждены вице-президентом ОАО «РЖД» Валентином Гапановичем, должны помочь решить наболевшие проблемы. В частности, ученые СГУПС пообещали разработать методику оценки эффективности работы отраслевых структур НТИ. Статус ДЦНТИ и КТИ предлагается установить как подразделений органа управления железной дороги и отделения соответственно.

Раздел «Научно-техническая информация» будет включен в дорожные планы внедрения новой техники, в рамках автоматизированной системы НТИ «Навигатор Плюс» будет разработана программа учета внедренных на сети новшеств для формирования отчетов по форме НТО-1 и НТО-2.

Предполагается укрепить материально-техническую базу ДЦНТИ и КТИ, повысить мотивацию сотрудников, помогающих внедрять современные разработки. Ежегодно 5 ноября будет отмечаться день информационного работника отрасли. А проведение сетевых школ работников отраслевой системы НТИ станет традиционным. В будущем году подобный обмен опытом сотрудников ДЦНТИ и КТИ пройдет на Забайкальской дороге.

Андрей Стрельцов
Воронеж
фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31