03 декабря 2021 05:01

Золотой песок

Ученые ВНИИЖТа разработали электронный блок импульсной подачи песка под колесные пары локомотива (БИП)

Ученые ВНИИЖТа разработали электронный блок импульсной подачи песка под колесные пары локомотива (БИП)

Небольшой прибор позволяет снизить в два раза расход песка, который стал для отрасли поистине золотым.

Ежегодно локомотивы в зависимости от погодных условий, веса грузового поезда, а также крутизны подъема, радиуса кривых расходуют миллионы тонн песка на торможение. При этом увеличивается износ колес подвижного состава. Попадая в путевой балласт, песок ухудшает его дренирующие свойства.

Заведующий отделением тяги поездов и экономии топливно-энергетических ресурсов ВНИИЖТа Лев Мугинштейн сообщил «Гудку», что с началом использования нового устройства, предложенного институтом, значительно уменьшатся объемы бункеров с песком, установленных в каждом локомотиве. Отпадет необходимость в строительстве дополнительных пунктов заправки песком, особенно на длинных плечах оборота локомотивов.

После установки БИПа машинисту не нужно будет вручную открывать кран подачи песка. Это сделает за него электронный блок, который размещается в кабине управления электровозом в удобном месте и подсоединяется кабелем к электрической схеме управления всего. В зависимости от плана и профиля пути БИП автоматически регулирует длительность импульса подачи песка под колесные пары локомотива в диапазоне от 0,25 до 3 секунд. При этом машинист по необходимости включает и выключает устройство тумблером. Все это значительно облегчает условия работы локомотивной бригады.

Опытные образцы приборов ученые испытали на Октябрьской, Московской и Западно-Сибирской железных дорогах, получив хорошие отзывы машинистов. Недавно изделие было запущено в серийное производство на одном из столичных заводов. Договор на поставку первой партии БИПов (640 штук) заключен с Куйбышевской железной дорогой. Всего же на сети в 2007 году новинкой предполагается оборудовать около полутора тысяч локомотивов.

Спрос на эти устройства, по прогнозу ученых, будет расти с увеличением плеч оборота локомотивов, в частности, на дорогах Сибири и Дальнего Востока на участках со сложным профилем пути, где возникает частая необходимость применения песка для улучшения сцепления колесных пар локомотива с рельсами.

Виталий Тетерятник

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31