23 октября 2021 10:07

«Мечел» вышел на Эльгу

БАМ получит новый груз

Вчера ОАО «Мечел» распространило официальное сообщение о покупке на аукционе принадлежащих ОАО «РЖД» 29,5% акций ОАО «Эльгауголь» и объектов незавершенного строительства железнодорожной линии Улак – Эльга. Победителем аукциона стало ОАО «Мечел».
БАМ получит новый груз

Якутский уголь добавит «Мечелу» харизмы
Вчера ОАО «Мечел» распространило официальное сообщение о покупке на аукционе принадлежащих ОАО «РЖД» 29,5% акций ОАО «Эльгауголь» и объектов незавершенного строительства железнодорожной линии Улак – Эльга.

Победителем аукциона стало ОАО «Мечел». По итогам конкурса ОАО «РЖД» будет выплачено почти 15 млрд руб., включая более 3,6 млрд руб. за пакет акций ОАО «Эльгауголь» (это выше начальной цены конкурса более чем на 800 млн руб.). Более 11,2 млрд руб. ОАО «РЖД» получит за объекты незавершенного строительства.

Заместитель начальника департамента бухгалтерского учета ОАО «РЖД» – член совета директоров «Эльгаугля» Сергей Милохин заявил «Гудку», что результатом сделки для железнодорожников является продажа крупнейшего объекта незавершенного строительства и непрофильного актива. А также возврат «замороженных» финансовых средств, инвестированных с 1998 по 2002 год. Кроме того, реализация проекта по освоению Эльгинского месторождения позволит дополнительно увеличить загрузку Байкало-Амурской магистрали более чем на 20 млн тонн грузов, а также развивать инфраструктуру Дальневосточной железной дороги.

«Эльгинское месторождение входит в состав Южно-Якутского угольного бассейна в Токийском угленосном районе. Эльгинское месторождение является уникальным как по запасам угля, так и по его качеству. Балансовые запасы угля, утвержденные ГКЗ (Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых) по состоянию на начало 1997 года, составляют 2,1 млрд тонн (прогнозный запас – 45 млрд тонн). Угли отнесены к маркам ГЖ и Ж (Г – газовый, Ж – жирный). В соответствии с проработками СОПСа (Совет по изучению производительных сил при Минэкономразвития РФ, РАН) и ТЭО консалтинговой компании John T. Boyd добыча угля может составить 30 млн тонн в год. Объем перевозок угля с этого месторождения может составить на первом этапе 6 – 13 млн тонн, максимальные перевозки согласно проектной мощности – до 22 млн тонн. Освоение Эльгинского месторождения является комплексным межрегиональным и международным проектом. Он включает в себя строительство на территории Амурской области, Хабаровского края и Якутии железнодорожной линии до месторождения, угольного терминала и морского порта, обогатительной фабрики и угольного разреза, крупной ТЭЦ, а также модернизацию Байкало-Амурской магистрали. Выполнение данных мероприятий приведет к созданию более чем 11 тыс. дополнительных рабочих мест в Дальневосточном регионе», – рассказал Сергей Милохин.

Он добавил, что реализация проекта предот­вратит стагнацию города Нерюнгри с населением 100 тыс. человек. Депрессивный прогноз связан с исчерпанием запасов местного угольного месторождения в течение ближайших 10 – 15 лет.

«Освоение Эльгинского месторождения угля и строительство нового подъездного железнодорожного пути к нему позволят выполнить постановления правительства «О первоочередных мерах по стимулированию хозяйственного развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (1997)» и «Вопросы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (1999)», – считает Сергей Милохин.

В пресс-службе «Мечела» «Гудку» уточнили, что в результате победы в аукционе компания увеличила свою долю в уставном капитале «Якутугля» до 100%.

«Мы приобрели последний действующий неприватизированный угольный актив, – заявил председатель совета директоров ОАО «Мечел» Игорь Зюзин. – Мы знаем, что некоторые инвесторы начали терять надежду на то, что «Мечел» получит контроль над «Якут­углем». Так что сделка значительно укрепит наши позиции на отечественных и международных рынках коксующихся углей. Мы получили доступ к крупнейшему месторождению высококачественных коксующихся углей, что создает надежную основу для развития угледобычи «Мечела» на долгую перспективу».

«Надеемся, что победа в аукционе позволит нам создать на базе «Южного Кузбасса», «Якутугля» и «Эльгаугля» мощную современную угледобывающую компанию мирового уровня. Большую часть добываемого угля мы планируем отгружать российским потребителям, в том числе на предприятия группы «Мечел», – подчеркнул Игорь Зюзин.

Вице-президент ОАО АК «Железные дороги Якутии» Василий Загородский заявил «Гудку», что значительная часть вырученных средств от продажи «Якутугля» и «Эльгаугля» будет инвестирована в строительство Якутской железной дороги.

«Я не готов сейчас назвать точные объемы планируемых инвестиций. Могу только сказать пока, что строительство магистрали будет идти по схеме государственно-частного партнерства», – добавил он.

Генеральный директор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев отметил, что сделка выгодна всем ее участникам. Главный выигрыш ОАО «РЖД» – возврат денег, прежде всего от вложения в недостроенную линию Улак – Эльга.

В свое время тогда еще МПС инвестировало туда более $300 млн. Сейчас по результатам конкурса РЖД получили порядка $450 млн. То есть средства не только вернулись, но и принесли прибыль.

Приобретение линии «Мечелом» связано с обязательством компании достроить эту линию до конца 2010 года и запустить ее в эксплуатацию.

Железнодорожники получают перспективу на хорошую грузовую базу. «Мечел» же получил прежде всего стабильную ресурсную базу коксующихся углей, что для этой компании, учитывая ее профиль, очень важно. Кроме того, линия Улак – Эльга входит в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, то есть «Мечелу» не придется нести в одиночку бремя развития линии – его партнерами будут и РЖД, и государство. «То есть перед нами яркий пример успешного государственно-частного партнерства», – подчеркнул эксперт.

Леонид Григорьев


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31