23 октября 2021 10:09

Выходной дороже денег

Настойчивость машиниста моторвагонного депо Горький-Московский привела к пересмотру штатного расписания предприятия

Отстоял право коллег на отдых машинист первого класса Горьковской магистрали Сергей Кузин, который водит скорые пригородные поезда на Киров, Муром и Дзержинск. Причем управлять электричками ему и другим работникам депо Горький-Московский приходится и в выходные дни.
Настойчивость машиниста моторвагонного депо Горький-Московский привела к пересмотру штатного расписания предприятия

Машинист Сергей Кузин (слева) объясняет коллегам, что отдых – это обязанность машиниста
Отстоял право коллег на отдых машинист первого класса Горьковской магистрали Сергей Кузин, который водит скорые пригородные поезда на Киров, Муром и Дзержинск. Причем управлять электричками ему и другим работникам депо Горький-Московский приходится и в выходные дни.

С первого по шестнадцатое августа машинист работал без выходных. Пытаясь сократить количество переработок, Сергей Кузин обратился за помощью к председателю профсоюзного комитета депо Владимиру Городецкому.
Сложившуюся ситуацию решили разобрать на «троих» в кабинете у заместителя начальника депо по эксплуатации Сергея Андронова.

«В присутствии профсоюзного лидера Андронов дал мне совет вставать пораньше и перед работой делать те домашние дела, что запланированы на выходные. Или, если уж так не нравится график работы, искать другую работу», – говорит машинист, который на другом производстве может претендовать только на место неквалифицированного рабочего. И это при том, что в Нижнем Новгороде зарплату в 25 тыс. руб. – а именно столько зарабатывает машинист – получают разве что в горячем цехе металлургического завода или на автозаводе.

«Особенно горько мне сделалось от того, что председатель профкома молчал во время разговора с начальством, – сетовал Сергей Кузин. – Профсоюз должен защищать наши права, мы за это платим взносы. Но как только потребовалась помощь в решении трудового конфликта, профсоюзный босс сразу же фактически встал на сторону администрации».

После эпизода в кабинете Сергея Андронова Кузин написал заявление о выходе из профсоюза.

«Прочитав его, председатель профкома Горьковского отделения магистрали Александр Спиридонов сказал мне: «Твое заявление – это капитуляция. А ведь профсоюз – это ваша организация, а не начальника депо. Значит, вы сами не сумели сделать так, чтобы профсоюз отстаивал ваши права», – рассказывает Сергей Кузин, повременивший после этого разговора с выходом из профсоюзной организации.

Профсоюзный комитет предложил машинистам встретиться с руководством депо и Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, чтобы решить спорные вопросы, главным из которых являются именно сверхурочные.

«Мы проанализировали ситуацию в депо, – сказал «Гудку» заместитель начальника Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении ГЖД по кадрам Сергей Куликов, – и установили, что средняя переработка относительно нормы в августе составила 10%, то есть 202 часа вместо положенных 184 часов. Таким образом, люди недополучили в этом месяце в среднем два-три выходных дня».

«А ведь машинист очень нуждается в отдыхе, – говорит заведующая здравпунктом локомотивного депо Горький-сортировочный Светлана Бражнова. – Отдых по медицинским показаниям между рейсами должен быть не меньше 16 часов, из которых 8 – сон. У людей, долгое время не имеющих выходных, падает внимание, повышается артериальное давление. В нашем депо, например, треть машинистов склонна к гипертонии, а это риск инфаркта и инсульта. Так что непрерывная работа небезопасна».

Сверхурочные работы связаны с недокомплектом локомотивных бригад, составлявшим в летний период 32%. И если нехватку помощников машинистов руководство депо восполнило за счет пришедших на практику студентов третьего курса Нижегородского техникума железнодорожного транспорта, то вместо увеличения штатной численности машинистов им была оплачена сверхурочная работа в размере 3 – 5 тыс. руб. каждому.

Однако проявленная Сергеем Кузиным твердость в отстаивании права на отдых и поддержка профкома Горьковского отделения дороги привели к тому, что руководству депо пришлось отказаться от привычной практики оплаты переработок.

«Сейчас в депо задумались, как привести штатное расписание с начала 2008 года в соответствие с объемами выполняемой работы, – сказал «Гудку» Сергей Куликов. – Будут приняты на работу дополнительные сотрудники, и администрация обещает, что ситуация, подобная той, что произошла с машинистом Сергеем Кузиным, следующим летом в депо не повторится».

По мнению экспертов, именно профсоюз сыграл ключевую роль в деле решения вопроса с предоставлением выходных машинистам.

«В подобном случае обращение в суд бесперспективно, – считает юрист группы компаний «ГАЗ» Елена Юрченко. – В действующем Трудовом кодексе записано, что предприятия вправе привлекать сотрудников к труду в выходные дни в чрезвычайных и других ситуациях, при возникновении которых есть риск ограничения жизнедеятельности части населения. Срыв летних пригородных перевозок – это и есть такой риск».

Елена Юрченко считает, что машинисту могло бы помочь и обращение в территориальную инспекцию по труду, которая устроила бы проверку соблюдения трудового законодательства на предприятии. «Решать такого рода проблемы эффективнее всего силами трудового коллектива. Если, конечно, есть надежные лидеры», – заявила она.

Согласен с Еленой Юрченко и кандидат исторических наук Дмитрий Павлов, занимающийся изучением рабочих движений в Нижнем Новгороде. «Задача представлять интересы работающих для профсоюза является важнейшей. Например, на заводе, который в Нижнем Новгороде разливает кока-колу, рабочие сами организовали профсоюз, хотя и не было конфликтов с работодателем. Само присутствие профсоюза заставляет работодателя вести себя корректнее, чаще оглядываться на закон», – объяснил он.

Владимир Гуревич
Николай Морохин,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31