30 июля 2021 20:11

Всех под один стандарт

Северная магистраль готова поделиться с сетью своим подходом к производству

На базе рельсосварочного поезда № 8 (РСП-8) СЖД планируется создать учебный центр по внедрению на сети международных стандартов качества. Как сообщил «Гудку» заместитель руководителя департамента технической политики ОАО «РЖД» Александр Липатов, работы по созданию такого центра могут быть начаты в ближайшее время.
Северная магистраль готова поделиться с сетью своим подходом к производству

На РСП-8 уже работают по международным стандартам качества
На базе рельсосварочного поезда № 8 (РСП-8) Северной железной дороги планируется создать учебный центр по внедрению на сети международных стандартов качества.

Как сообщил «Гудку» заместитель руководителя департамента технической политики ОАО «РЖД» Александр Липатов, работы по созданию такого центра могут быть начаты в ближайшее время.

«Как я убедился, на РСП-8 создана и действует эффективная интегрированная система менеджмента качества, – подчеркнул он. – Сотрудничество с международными сертификационными органами позволило поезду выйти на новый уровень организации производства. Сегодня эффективность его работы ощутимо выше по сравнению с предприятиями других дорог».

Поэтому наработанный на Северной практический опыт внедрения и поддержания системы управления качеством будет востребован и на других магистралях.

Пилотный проект по разработке и внедрению системы управления качеством стартовал на СЖД в 2002 году.

К 2004 году построенная на РСП-8 система была сертифицирована по стандарту ISO 9001 сразу тремя органами – отечественным Железнодорожным регистром и немецкими центрами DQS и VSB ZERT.

А в 2005 году была проведена сертификация системы охраны труда на соответствие требованиям стандарта OHSAS 18001.

Внедренная на РСП-8 интегрированная система управления качеством принесла годовой экономический эффект только от выявления дефектов сварных стыков рельсов на контактно-сварочном участке в 12 млн руб., в шесть раз перекрыв затраты на свое внедрение. Кроме того, за счет перехода на европейские стандарты гигиенического содержания рабочих мест снизился уровень заболеваемости персонала поезда.

РСП-8 дальше всех на сети продвинулся по пути внедрения международных стандартов качества. Поэтому именно здесь управляющий органа по сертификации систем менеджмента DQS Михаэль Дрексель предполагает реализовать пилотный проект по построению и сертификации систем стандарта IRIS, который DQS собирается предложить ОАО «РЖД» для внедрения на предприятиях компании. По его словам, стандарт разработан специально для производителей подвижного состава и комплектующих, а также компаний, занимающихся обслуживанием и ремонтом железнодорожной техники.

По словам Александра Липатова, для ОАО «РЖД» получение очередного сертификата о соответствии стандарту не самоцель. «Для компании важнее, чтобы требования к качеству, которые она предъявляет, были выполнены», – подчеркнул он. Именно поэтому руководство ОАО «РЖД» склоняется к принятию IRIS как признанного в мире.

«Приведя РСП-8 в соответствие IRIS, – заметил Александр Липатов, – мы впервые сможем вполне ответственно заявить: в составе российских железных дорог есть ремонтное производство, которое способно предоставлять услуги любым зарубежным компаниям. Это будет важный имиджевый прорыв. Ибо предприятия ОАО «РЖД» многое уже могут делать на европейском уровне, но не умеют пока правильно себя позиционировать. А этому надо учиться».

Кстати, сертификаты, выдаваемые сегодня государственным учреждением «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» и российскими сертификационными центрами, в мире пока не котируются.

«Сказывается отсутствие опыта и конкуренции, что дает на выходе, скажем прямо, не очень высокий уровень организации менеджмента качества. Причем это характерно как для предприятий ОАО «РЖД», так и для заводов ЗАО «Трансмашхолдинг», продукция которых зачастую не соответствует мировым стандартам», – говорит он.

Однако проблема в том, что сам процесс сертификации с привлечением зарубежных экспертов требует немалых затрат. Поэтому параллельно внедрению международных стандартов качества ОАО «РЖД» сейчас разрабатывает внутренние корпоративные требования к системам ремонта, обслуживания, поставок внутри компании, а также к системе менеджмента качества. И уровень этих требований должен быть не ниже, чем мировые стандарты.

«Добившись их выполнения всеми подразделениями, компания придет к тому, что получить международный сертификат и, соответственно, международное признание будет нетрудно, – уверен Александр Липатов. – Именно для этого непосредственно на магистралях сейчас нужно создавать и развивать структуры по управлению качеством, которые помогут подразделениям достичь соответствия корпоративным требованиям».

Другая задача – вырастить отечественный независимый, авторитетный сертификационный центр, который был бы признан за рубежом и смог бы охватить все предприятия ОАО «РЖД» и других поставщиков железнодорожного оборудования. Это позволит поднять престиж России на рынке транспортных услуг и сэкономить деньги компании.

Коллектив РСП-8 готов принять предложение немцев реализовать пилотный проект по построению и сертификации систем стандарта IRIS на предприятии.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31