30 июля 2021 20:24

Урал железнодорожный

Регионы хотят довести до конца дело Сталина

Железную дорогу в тех местах уже пробовали строить. В апреле 1947 года Совет министров СССР принял решение о постройке железнодорожной магистрали от Оби до Енисея общей протяженностью около 1,5 тыс. км. Следующим шагом должно было стать ее продолжение дальше на восток – вплоть до Берингова пролива.
Регионы хотят довести до конца дело Сталина

Регионы хотят довести до конца дело Сталина
До 2012 года ОАО «Корпорация Урал промышленный – Урал Полярный» (УПУП) собирается потратить 132 млрд руб. на сооружение 1250 км железных дорог.


Последняя стройка Сталина

Железную дорогу в тех местах уже пробовали строить. В апреле 1947 года Совет министров СССР принял решение о постройке железнодорожной магистрали от Оби до Енисея общей протяженностью около 1,5 тыс. км. Следующим шагом должно было стать ее продолжение дальше на восток – вплоть до Берингова пролива.

Экономической целью проекта было освоение запасов полезных ископаемых северных Урала и Сибири. Военной – утверждение постоянного присутствия Советской армии в этом стратегически важном регионе. Так, в устье Оби планировалось строительство военно-морской базы для кораблей и подводных лодок.

В газетах стройку именовали «Великой полярной дорогой», в служебных документах – стройки 501 (на участке строительства от Оби в направлении на восток) и 503 (на участке от Енисея на запад).

Строительство в основном велось силами заключенных знаменитого ГУЛАГа. Непосредственно работы вело Северное управление лагерного железнодорожного строительства (СУЛАГЖДС).

До самой смерти Иосифа Сталина в марте 1953 года стройка финансировалась очень щедро. Сдать магистраль в эксплуатацию планировалось в 1955 году. Уже с 1950 года начали курсировать в составе воркутинских поездов прицепные вагоны от Москвы до Лабытнанг (Салехард). В августе 1952 года открылось движение от Москвы до Надыма.

Но почти сразу после смерти Иосифа Сталина стройку остановили. К марту 1953 года объем выполненных строительно-монтажных работ составил 4,2 млрд руб. в текущих ценах. Рабочее движение поездов было открыто уже до реки Турухан. Оставался недостроенным лишь участок между реками Надым и Таз.

Всего же за время строительства на трассе Чум – Салехард – Игарка было уложено 911 км железнодорожных путей, что составило 62% от ее протяженности.

Остатки той грандиозной стройки – с разбросанной техникой и уложенными путями – остались там до сих пор. Частично они были использованы в 1970-х годах при освоении газовых месторождений Уренгоя. Так, был восстановлен участок от Надыма до Нового Уренгоя. А уже в середине 1980-х годов с юга к Новому Уренгою подвели железную дорогу от Сургута.


Североуральский УПУП

Новая волна интереса к освоению Северного Урала накатила вместе с впечатляющим экономическим ростом России после 1999 года. В 2005 году представитель президента России в Уральском федеральном округе (УрФО) Петр Латышев стал активно продвигать проект продолжения железной дороги на восток от Салехарда до Надыма (протяженность 406 км) и ее соединение со Свердловской железной дорогой участком Полуночное – Обская (еще 850 км). Этот проект получил название «Урал промышленный – Урал Полярный» (УПУП).

«Для решения задач ресурсного обеспечения промышленности Среднего и Южного Урала, – заявил в декабре 2006 года Петр Латышев, – должна быть создана новая сырьевая база железа, хрома, марганца, меди, фосфоритов, энергетических углей на Северном и Полярном Урале. Для освоения минеральных ресурсов этого региона необходимо строительство железной дороги Полуночное – Обская и автомагистралей Тюмень – Салехард и Ивдель – Ханты-Мансийск, которые пройдут вдоль Восточного склона Уральских гор. Железная дорога даст возможность втрое сократить плечо перевозки на Центральный Урал рудного сырья. Кроме того, она свяжет центры машиностроения и трубной промышленности промышленного Урала с новыми районами газодобычи на Ямале, а также позволит направить миллионы тонн газового конденсата – ценнейшего химического сырья – на предприятия нефтехимического комплекса Западной Сибири, Западного Урала и Поволжья».

Кроме того, программа УПУП предусматривает строительство новых электростанций общей мощностью более 2,5 тыс. МВт. Также прокладка железных дорог даст возможность в десятки раз увеличить заготовку леса на Урале и довести ее до 30 – 40 млн куб. м в год.

Для реализации проекта в конце 2005 года было создано ОАО «Корпорация Урал промышленный – Урал Полярный», совладельцами которого являются администрации Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов (по 32,67% акций) и представительство президента в УрФО (2% акций).


Положение дел

Реализация проекта УПУП потребует 544 млрд руб., из которых только 184 млрд руб. должны быть потрачены государством. Остальные 360 млрд руб. должны составить частные инвестиции, которые предполагается привлечь на основании механизма государственно-частного партнерства.

Однако пока президент российской Гильдии экспедиторов Семен Резер обращает внимание на нерешенность вопроса защиты частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства (см. на странице). Государство тоже еще не согласилось вложить свою долю.

«Проект пока находится на стадии проектных изысканий, – заявил «Гудку» сотрудник департамента Уральского федерального округа по взаимодействию с территориальными органами Константин Меркулов. – В мае 2007-го проект УПУП получил одобрение экспертного совета по государственно-частному партнерству при Министерстве транспорта России. Чтобы получить финансирование из Инвестиционного фонда, теперь его должна утвердить правительственная комиссия».

Первоначально ее заседание было намечено на сентябрь, но оно не состоялось из-за отставки правительства и изменения его структуры. Так, полномочия по контролю за средствами Инвестфонда переданы сейчас от Министерства экономического развития и торговли к Министерству регионального развития. Поэтому дату рассмотрения проекта УПУП никто назвать не берется.

Возможно, поэтому заместитель генерального директора ОАО «Корпорация УПУП» Виктор Колесник от разговора с «Гудком» отказался. В ОАО «РЖД» перспективы строительства железнодорожных линий в рамках УПУП обсуждать также не стали.

Павел Арабов



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31