03 декабря 2021 12:18

Второй, но не последний

В международном реестре РФ уже 164 судна

Сейчас в мире насчитывается 29 так называемых «удобных флагов». Это государства, судоходные реестры которых за небольшой ежегодный регистрационный сбор принимают практически любое судно. От всех прочих налогов судовладельцы освобождены.
В международном реестре РФ уже 164 судна

Суда зовут вернуться под российский флаг
Российские судовладельцы уже полтора года могут выбирать из двух национальных судоходных реестров, но все же предпочитают иностранные флаги.


Международные традиции

В 1980-е годы во всем мире сильно упали ставки фрахта, а вместе с ними и прибыли судоходных компаний. Вслед за этим началось обвальное сокращение национальных торговых флотилий во всех капиталистических государствах – судовладельцы просто переводили суда в гораздо более дешевые офшорные судовые реестры, вроде панамского или либерийского. В результате многие пароходства смогли сократить расходы и благополучно дождаться следующей волны роста фрахтовых ставок.

Сейчас в мире насчитывается 29 так называемых «удобных флагов». Это государства, судоходные реестры которых за небольшой ежегодный регистрационный сбор принимают практически любое судно. От всех прочих налогов судовладельцы освобождены. Почти всегда такие страны имеют очень либеральные правила судоходства, позволяющие ходить на очень старых и изношенных судах, а также предельно простое трудовое законодательство, из-за чего команде можно почти не платить.

Все эти страны являются государствами маленькими и бедными. А очень либеральные реестры позволяют им собирать под своими «удобными флагами» огромные флотилии, сборы с которых составляют существенную часть государственных бюджетов. Предоставлять «удобный флаг» так несложно и выгодно, что свой международный морской реестр завела даже Монголия, от границ которой до ближайшего моря надо долго лететь на самолете.

В ответ промышленно развитые страны стали создавать собственные международные реестры, которые действовали параллельно с традиционными, но были столь же дешевы, как и «удобные флаги». Одним из первых таких вторых реестров стал появившийся в 1987 году международный реестр Норвегии. Благодаря ему норвежские суда стали быстро возвращаться «на родину», и уже в 1991 году дедвейт национального флота удвоился. Сейчас под норвежским флагом ходят около 90% судов, принадлежащих норвежскому капиталу. А норвежское правительство вместо налогов получило контроль над торговым флотом.

Сегодня вторые реестры функционируют уже почти во всех крупных морских державах, включая Данию, Португалию, Бразилию, Японию, Турцию и Корею.

В России международный реестр появился в декабре 2005 года, когда президент подписал закон о российском международном реестре судов.


Новый и долгожданный

Придумывали российский международный реестр целых семь лет – аж с 1998 года. Причина его появления была та же самая, что и в ведущих капиталистических странах, – местные судовладельцы бежали в офшоры от высоких налогов и политических рисков.

Если в 1991 году торговый флот Советского Союза занимал четвертое место в мире с 15 тыс. судами и дедвейтом 18 млн тонн, то к моменту принятия закона о втором реестре число судов в нем сократилось до менее 200, а их дедвейт не превышал 2,5 млн тонн. Под российским флагом не осталось контейнеровозов, рефрижераторов, паромов и танкеров.

Стоит отметить, что за время подготовки закона о международном реестре с 1998 по 2005 год объем перевозок внешнеторговых грузов в России более чем удвоился, увеличившись с 204 млн тонн до 450 млн тонн. А стоимость фрахта за это время выросла на 87% до $7,5 млрд (189 млрд руб. по текущему курсу).

Как ни парадоксально, но, потеряв флот, Россия сохранила его в офшорных реестрах, отмечает аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. Налогообложение судов в основном судоходном реестре составляет от 70 до более 80%. В то же время под «удобными флагами» бремя обязательных платежей может быть меньше процента.

«Пусть в российских реестрах нет танкеров, – говорит Севастьян Козицын. – Это не мешает «Совкомфлоту» иметь одну из крупнейших в мире танкерных флотилий, даже если она и ходит под «удобными флагами».


А ты записался в реестр? или
За реестр ответишь


За время разработки проекта закона о российском международном реестре судов чиновники озвучили несколько оценок его эффективности.

В октябре 2000 года генеральный директор Российского морского регистра судоходства Николай Решетов обещал, что новый реестр позволит сократить налоговые расходы судовладельцев с 70 до 5%. Такой льготный режим, по его мнению, должен был привести к возврату в Россию из офшорных стран «нескольких сотен» судов.

К моменту принятия закона в конце 2005 года чиновники российского Минтранса говорили уже об ожидаемых во втором реестре 750 судах общей стоимостью $13 млрд (327 млрд руб.) и дедвейтом 17 млн тонн. Также предполагалось, что удобный российский флаг позволит строить под ним новые суда, что увеличит объем производства отечественных верфей в 4 – 5 раз.

В итоге закон о втором реестре освободил судоходные компании от налогов на имущество, на прибыль, НДС и ввозной таможенной пошлины. Платить судовладелец должен ежегодную государственную пошлину за регистрацию судна и единый социальный налог. Налоговая нагрузка теперь не должна превышать 12%. Регистрируют суда в реестре капитаны 12 морских портов.

Но на практике все оказалось не так гладко. Президент Союза российских судовладельцев (СОРОСС) Михаил Романовский считает, что толком работать второй реестр не начал до сих пор (см. интервью).

Сначала таможенная служба так и не согласилась с тем, что это закон прямого действия, и требовала принятия по нему отдельного постановления правительства, которое специально оговаривало бы применяемые в этом случае таможенные процедуры. Такое постановление правительства появилось только в августе 2006 года. А до этого момента таможенники при переводе в этот реестр судов, зарегистрированных прежде под иностранными флагами, требовали уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (НДС). В сумме это прибавляло почти 25% к стоимости судна. Конечно, в таком виде второй реестр работать не мог.

Разнятся и сведения о зарегистрированных в реестре судах. Так, глава Росморречфлота Александр Давыденко заявлял, что за 2006 год российский морской реестр пополнился 28 судами дедвейтом 1,4 млн тонн, а в 2007 году он ожидает регистрации в нем еще как минимум 18 крупных танкеров типа «Афромакс» и «Суэцмакс», а также контейнеровозов.

Однако в марте 2007 года на ежегодной встрече министра транспорта с членами Союза транспортников России президент этой общественной организации Виталий Ефимов жаловался министру Игорю Левитину, что в международный морской реестр перешло всего семь судов из-за того, что с них незаконно берут 18% НДС.

Об остроте дискуссии о дееспособности международного морского реестра России свидетельствует и нежелание чиновников и участников рынка что-либо рассказывать о работе второго реестра. «Мы уже рассказали о нем все, что надо», – заявила «Гудку» пресс-секретарь ОАО «Новошип» Татьяна Прокопенко. Людмила Шкода из пресс-службы Мурманского морского пароходства отказалась от комментариев.

Капитаны морских портов Туапсе и Мурманска разговаривать с газетой отказались, сославшись на прямой запрет вышестоящего Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот). Однако начальник управления обеспечения судоходства Росморречфлота Александр Ольшевский заявил «Гудку», что он вообще «не в курсе второго реестра» и лишь готовит для Минтранса по нему «какую-то статистику», а конкретными вопросами ведения реестра занимаются как раз капитаны портов. В свою очередь, курирующий всю работу второго реестра начальник отдела судоходной политики департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Антон Лещенко попросил перезвонить ему позже и больше не подходил к телефону.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31