03 декабря 2021 14:05

Без залога нельзя

Николай Смирнов, президент Ассоциации судоходных компаний России: «С самого начала было ясно, что во второй реестр в первую очередь пойдут суда типа «река – море». Ведь морские суда, как правило, находятся в залоге у кредитующих пароходства иностранных банков»
Николай Смирнов, президент Ассоциации судоходных компаний России:

– С самого начала было ясно, что во второй реестр в первую очередь пойдут суда типа «река – море». Ведь морские суда, как правило, находятся в залоге у кредитующих пароходства иностранных банков. И известно, что такие залогодержатели, не доверяя отечественной правовой системе, их не отпустят.

Впрочем, и у речных судов со вторым реестром не все гладко. В России есть выгодные внутренние маршруты. Однако перерегистрированные во втором реестре суда обязательно должны в рейсе заходить в иностранный порт. Законодательством установлено, что местные органы власти могут выдавать разовые разрешения на такие рейсы иностранным судам или зарегистрированным во втором реестре. К сожалению, порядок выдачи таких разрешений не определен. Поэтому не так давно Северо-Западное пароходство вынуждено было перевести 15 своих судов из второго реестра в основной, чтобы поставить их на маршрут Архангельск – остров Ямал.

На сегодняшний день почти все суда пришли во второй реестр из основного. И пока во втором реестре нет новых, построенных в нем судов. По крайней мере, я не знаю такого случая.

Это также объясняется тем, что иностранные кредиторы не идут под российский залог. А именно за счет иностранных длинных кредитов судовладельцы обновляют свой флот.

Но теперь уже можно надеяться, что при строительстве новых судов отечественные судовладельцы будут настаивать на залоге в российском международном реестре и строить суда под российским флагом.

До сих пор основная проблема в функционировании второго реестра связана с непониманием закона. И я, и юристы нашей ассоциации уверены, что он прямого действия. Но чиновники в разных ведомствах до сих пор в этом сомневаются и требуют новых разъяснений.

Все же я считаю, что российский второй реестр достиг успеха. То, что происходит сейчас, – это только начало. Уже к 2010 году он может удвоиться, и число судов вырастет до 300.

На моей памяти закон о российском международном реестре судов стал первым столь крупным законодательным проектом в области отечественного судоходства. И сейчас мы учитываем опыт его внедрения при разработке законопроекта о поддержке отечественного судостроения. Ведь если мы действительно хотим поднять наше судостроение на должный уровень, нужно сделать рабочей каждую его статью.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31