29 ноября 2021 23:56

По лондонской «трубе»

Столичная «подземка» – самый удобный способ передвижения по городу

Ежедневно лондонским метро пользуются свыше 3 млн пассажиров. Столичная «подземка» – самый удобный способ передвижения по городу. Крупнейший в Британии аэропорт Хитроу, что в 24 км от Лондона, – единственный в мире, где «почти к трапу» подают… метро.
Столичная «подземка» – самый удобный способ передвижения по городу

Ежедневно лондонским метро пользуются свыше 3 млн пассажиров
Крупнейший в Британии аэропорт Хитроу, что в 24 км от Лондона, – единственный в мире, где «почти к трапу» подают… метро.

За полчаса и 3,5 фунта (фунт – 52 руб.) уютный метровагончик доставил меня прямиком к гостинице в центре Лондона. Метростанции в британской столице буквально на каждом шагу.

Самая протяженная в мире подземная сеть – более 400 км рельсов, 275 станций – не только густо оплела город, но и захватывает пять близлежащих графств.

В 1863 году компания «Столичные железные дороги» открыла первую в мире «внеуличную» (так тогда говорили) линию «Столичная» (по-английски – «метрополитен»). Ныне в британской столице 12 подземных линий метро и одна наземная. Часто две и даже три линии дублируют друг друга на протяжении десятка километров, чего нет в метро других стран мира. Каждая пятая станция имеет «стыковки». Многовариантность пересадок сильно выручает и пассажиров, и железнодорожников.

Старейшая «подземка» переживает затяжной системный кризис: изношенное оборудование и частые аварии, забастовки по нескольку раз в год и масса прочих неприятностей. Практически ежедневно какие-то станции и целые участки закрыты на ремонт.

Пять лет назад в рамках правительственной программы частно-государственного партнерства ремонт и обслуживание поездов, а также станций, тоннелей, путей и мостов были по контракту отданы на 30 лет в ведение двух частных фирм – Metronet Rail и Tube Lines Ltd. Общее руководство «подземкой» осуществляет муниципальная компания. Летом Metronet Rail, которая эксплуатировала 9 линий, была объявлена банкротом, введено внешнее управление. В сентябре стачка парализовала две трети линий. Рабочие обанкротившейся компании требовали гарантии занятости и сохранения пенсий. Лондонскую «подземку» обслуживают 6 тыс. работников, половину объединяет сильный и несговорчивый профсоюз RMT, есть еще два небольших профсоюза.

Ежедневно «трубой» (так называют лондонцы свое метро) пользуются свыше 3 млн пассажиров. Это второй в мире показатель после Нью-Йорка, на третьем месте – Москва. «Подземка» является системообразующим предприятием для всего городского транспорта в британской столице. Маршруты автобусов и трамваев значительно короче и привязаны к станциям «трубы». Составы лондонского метро (их несколько видов) комфортнее российских. Так, на некоторых линиях курсируют поезда специальной конструкции, которая позволяет избежать «складывания» вагонов в случае аварии. В новых вагонах оборудованы черные ящики (как в самолете).

В соответствии с английской традицией рельсовый транспорт проектируется как «сидячий», проходы узкие, стоять в них неудобно. В каждом вагоне предусмотрена площадка для инвалидных колясок, велосипедов, крупного багажа, места для родителей с колясками. Схемы метролиний и «бегущая строка» видны с любого сиденья.

Однако стоит шагнуть из вагона на платформу – сразу попадаешь в мрачноватую атмосферу подземелья. В противоположность российским станциям, которые, словно дворцы, сверкают мрамором, лондонские центральные подземные вестибюли выложены кирпичом. Длинные бетонированные трубы-переходы.

На большинстве исторических станций роль эскалаторов выполняют массивные лифты на 10 – 20 человек. С ними соседствуют тускло освещенные каменные лестницы с надписями типа: «Пользоваться при отказе подъемника. 173 ступени».

Неизгладимое впечатление оставляет путешествие по живописной местности к нулевому меридиану Гринвич в вагончиках наземной линии Докленд. Официально она именуется «легкая железная дорога», однако, в отличие от городских электричек, здесь действуют те же стандарты, билеты и правила, что в сети «подземки».

Представьте: к платформе причаливает состав… где нет машиниста! Поездом управляет компьютер. Линия Докленд была запущена в конце 80-х, когда из-за перехода на контейнерные перевозки докеры лондонского предместья остались не у дел, искали иную работу.

Теперь футуристическая «наземка» имеет пять веток, шесть десятков станций, причем все без исключения оборудованы проездами без ступенек для инвалидов-колясочников. В сети традиционной «трубы» лишь отдельные станции (они помечены на всех схемах) приспособлены для колясочников.

Лондонское метро – самое дорогое в мире. Сеть разделена на 6 тарифных зон, которые концентрическими кругами расходятся от центра. Система ценообразования за последние пару лет претерпела кардинальные перемены. Еще весной стоимость разового билета зависела от зоны, теперь без вариантов – 4 фунта.

Цена однодневных «безлимитных» проездных колеблется от 5,10 до 13,20 фунта в зависимости от дальности и времени суток (в часы пик цена повышается в разных зонах на 25 – 50%).

Городские власти последовательно и настойчиво подхлестывают пассажиров пользоваться транспортной смарт-картой Oyster (в переводе – «устрица»). Она едина для метро, городских электричек, автобусов, трамваев и речных судов. Получить внешне похожую на кредитку «устрицу» можно на любой станции метро и городских вокзалах. Там же стоят автоматы, позволяющие проверить и пополнить свой счет.

Переход на оплату через смарт-карты ведет к сокращению безбилетников, высвобождает штат кассиров и техников, которые обслуживали автоматы разовых билетов. Власти предусмотрели для владельцев транспортной кредитки потрясающие ценовые скидки. Разовая поездка с «устрицей» внутри первой зоны обойдется в 3,5 раза дешевле, в дальних переездах экономия составит до 50%.

Если вы в течение дня совершаете несколько переездов на метро, умная «устрица» зачтет цену, которая примерно наполовину ниже дневного безлимитного проездного в соответствующей зоне. Аналогичные преимущества смарт-карта гарантирует при поездке в автобусе, трамвае, городских электричках и на речных катерах. Стоит ли удивляться, что «устрицей» пользуются 98% лондонцев? Я взяла «устрицу» в аэропорту по прилете и там же сдала при отъезде. Мне вернули неизрасходованный остаток. Все по-честному.

Елена Пеструхина
Лондон – Москва


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31