08 декабря 2021 12:56

Узнать свою цену

Бухгалтерия РЖД разрабатывает нормативы собственной деятельности

Бухгалтерия РЖД разрабатывает нормативы собственной деятельности. В ОАО «РЖД» будет продолжена работа над расчетом себестоимости учетных бухгалтерских операций. Это необходимо, чтобы осуществить реформу службы и получить ориентиры для повышения производительности труда.
Бухгалтерия РЖД разрабатывает нормативы собственной деятельности

В ОАО «РЖД» будет продолжена работа над расчетом себестоимости учетных бухгалтерских операций. Это необходимо, чтобы осуществить реформу службы и получить ориентиры для повышения производительности труда.

К заседанию Совета главных бухгалтеров филиалов, проходившему в минувшие выходные, Институт прикладной экономики и бухгалтерского учета железнодорожного транспорта (ИПЭБУ) провел исследование на Октябрьской дороге по определению себестоимости учета или подготовки одного документа. Результаты оказались несколько неожиданными.

«Например, мы выяснили, что количество основных средств, которые приходятся на одного работника, различается в 200 – 300 раз, – сообщил совету заместитель директора ИПЭБУ Дмитрий Широков. – И количество сотрудников, которые обслуживаются одним бухгалтером по начислению заработной платы, тоже разное. Разброс такой, что не представляется возможным просто взять количество учетных операций и количество людей, разделить и посмотреть, какое среднее число операций должно приходиться на одного работника».

То же самое и с расчетами средней стоимости обработки одного документа. Например, по кассовым операциям (довольно регламентированный участок учета) в одном подразделении она составляла 1300 руб., а в другом – 212 руб.

Еще интереснее оказались «фотографии» рабочего дня. Выяснилось, что до трети времени бухгалтеров (26 – 28%) занимает ввод данных в программы. Это позволяет сделать предварительное предположение о слабом техническом оснащении бухгалтерий, а также о недостаточном уровне программного обеспечения.

Скоро и бухгалтерам будут платить по принципу «как работал – так и заработал»
Еще одна процедура, на которую уходит много времени, – копирование документов для подразделений Казначейства, Желдорконтроля и других структур. Высококвалифицированный работник половину своего времени работает в качестве операциониста.

«На основе исследования мы предлагаем за единицу принять первичный документ, потому что это наиболее объективный показатель загруженности, – сказал Дмитрий Широков. – Мы решили отбросить значения, которые отличаются друг от друга больше чем на 30%, и на этой базе поделить количество операций на количество работников. Убрать «выбегающие» за общие показатели величины и полученный показатель использовать как базис и как ориентир по каждому участку учета.

То же самое и со стоимостью одной операции. Поделив расходы в части фонда оплаты труда и амортизации компьютерной техники, мы можем определить стоимость каждого первичного документа. Учитываются также общехозяйственные расходы».

Члены совета указали на различного рода некорректности в таком подсчете. В частности, на такую: второй квартал (когда проводилось исследование) не очень показательный период для бухгалтера. Кроме того, у каждой железной дороги есть свои особенности учета.

Главный бухгалтер ОАО «РЖД» Галина Крафт согласилась с тем, что нужно учесть еще много факторов. Для этого нужно провести подобное исследование на всех дорогах. Тем не менее нормативы для бухгалтеров необходимы. Их разработкой нужно заниматься.

«Каждый работник должен знать, сколько он стоит. В том числе работник бухгалтерии. Тем более что этот труд требует высокой квалификации, – сказала Галина Крафт. – Оплата должна соответствовать показателям рынка труда и определяться с учетом уровня квалификации, опыта и характера работы, и мы должны подготовить соответствующие нормативы».

«Нормативы работают, когда они определяются регулярно, – считает заместитель руководителя департамента бухгалтерского учета ОАО «РЖД» Борис Аксенов. – Исходя из них должны четко устанавливаться целевые показатели. Без этого строить эффективную систему оплаты труда бесполезно. Ведь сама по себе заработная плата не является стимулирующим фактором. Она должна соответствовать требованиям рынка труда. Стимулируют, как правило, четкая постановка цели и оплата ее достижения, а также различные мотивационные факторы.

Например, обучение или карьерный рост. Эти вопросы также изучаются бухгалтерской службой ОАО «РЖД». (О том, как планируется проводить обучение бухгалтерских работников, можно прочитать на 5-й стр.)

Тем не менее главные бухгалтеры не обошли вниманием проблемы зарплаты.

Система премирования железнодорожников привязана к производственным показателям. Однако от бухгалтеров выручка компании не зависит. В связи с этим бывают несправедливые ситуации, когда в период пиковой загрузки бухгалтерии ее работники остаются без премии в связи со снижением производительности подразделения в целом.

Штат бухгалтерской службы РЖД по различным причинам сократился с 25 тыс. до 22 тыс. человек, и перегрузка сотрудников, неравномерное распределение работы – это реалии, с которыми приходится считаться. Реформа бухгалтерской службы и разработка нормативов предполагают решение этих проблем.

«Решение по расчету нормативов довольно интересно с точки зрения дальнейшего сравнения по железным дорогам, – заявил «Гудку» первый заместитель генерального директора компании «Ernst&Young – Бизнес-Консультирование» Сергей Закатий. – В крупных компаниях вопрос эффективности бухгалтерских функций стоит острее, поэтому если появится внутренняя база для сравнения (benchmarking), то можно будет выявлять причины неэффективности, сравнивая «сильных» и «слабых».

«Думаю, что какие-то нормативы и, соответственно, расценки есть в аудиторских компаниях или в фирмах, которые специализируются на оказании бухгалтерских услуг, – считает руководитель Федерального агентства финансовой информации Наталья Романова. – Они, конечно, тоже приблизительные, индивидуальные (утверждаются приказом директора) и, скорее всего, основаны на усредненном хронометраже. Однако есть средний уровень зарплат по конкретной специальности с конкретным уровнем образования, квалификации и по конкретному региону. Вот от этих данных и нужно отталкиваться».

Правда, Сергей Закатий не считает, что в данном случае корректно опираться на стоимость услуг аутсорсинговых компаний, поскольку для такого объема операций, который проводят РЖД, просто может не оказаться сравнимого внешнего рынка.

«В дальнейшем, когда встанет вопрос о выходе на внешний рынок и профессиональная бухгалтерия будет зарабатывать средства, обслуживая не только отраслевые, но и сторонние компании, встанет вопрос о том, насколько она конкурентна в этом секторе. И для такого анализа может понадобиться анализ стоимости одной учетной операции», – заметил Сергей Закатий.

Кстати, у ОАО «РЖД» по сравнению с другими крупными холдингами, которые тоже планируют выделить бухгалтерию в самостоятельную службу, есть преимущество – высокий уровень автоматизации. Практически весь учетный процесс ведется в системе R/3, которая дает большие возможности в организации труда.

Галина Бочарова



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31