08 декабря 2021 13:09

Стрелки больше не откажут

Непрерывный мониторинг технического состояния устройств и систем автоматики и телемеханики повысит безопасность движения поездов

В Ростове начал работу дорожный центр технической диагностики и мониторинга устройств автоматики и телемеханики. Непрерывный мониторинг технического состояния устройств и систем автоматики и телемеханики повысит безопасность движения поездов
Непрерывный мониторинг технического состояния устройств и систем автоматики и телемеханики повысит безопасность движения поездов

Пока в центр технической диагностики и мониторинга поступают данные
с пяти участков магистрали
В Ростове начал работу дорожный центр технической диагностики и мониторинга устройств автоматики и телемеханики.

Установленное в центре оборудование в режиме реального времени контролирует техническое состояние устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), своевременно выявляя их предотказные состояния.

Ростовский центр технической диагностики – третий на сети после Октябрьского и Западно-Сибирского. Причем, по словам одного из его создателей – руководителя технологического центра ООО НПП «ЮгПромАвтоматика» Игоря Парафонова, на Северо-Кавказской он оснащен лучше, чем на других дорогах.

Так, даже табло коллективного пользования, установленное в Ростове-на-Дону, составлено из более долговечных в эксплуатации жидкокристаллических экранов, а не из применяемых на других дорогах проекционных и плазменных.

В диспетчерском центре шесть рабочих мест технологов, каждое из которых оснащено компьютером с двумя мониторами для одновременного доступа к различным видам информации.

В случае обнаружения отказов и предотказных состояний устройств и систем автоматики и телемеханики сразу же подбираются возможные варианты устранения неисправности. Для этого технологу достаточно просмотреть хранящуюся в цифровом виде архивную информацию о похожих случаях, способах обнаружения и исправления неполадок.

Данные о предотказном состоянии передаются диспетчеру дистанции сигнализации, централизации и блокировки, в зоне ответственности которого оно было обнаружено. После устранения неисправностей диспетчер отчитывается перед специалистами центра о проделанной работе. Эта информация также архивируется и может быть использована в дальнейшем при возникновении похожих ситуаций. В перспективе все эти данные будут направляться и в главный центр диагностики и мониторинга в Москве, строительство которого начнется в следующем году.

«Мониторинг технических устройств ведется непрерывно. Технологи постоянно наблюдают за ситуацией на дороге и при возникновении каких-либо предотказных состояний устройств ЖАТ оперативно передают информацию на места. В результате механики получают возможность устранить грядущий сбой в работе устройств – действуют на опережение», – говорит Игорь Парафонов.

По мнению начальника департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» Виталия Кайнова, переход на принцип обслуживания устройств «по состоянию» значительно сократит эксплуатационные расходы, позволит четче соблюдать график движения поездов. Также экономия произойдет и за счет более эффективного распределения рабочего времени механиков, которые сейчас занимаются обслуживанием вполне исправных устройств потому, что согласно инструкции наступило время их ремонта.

Новый принцип работы уже доказал состоятельность на других дорогах, обеспечив существенное сокращение числа отказов технических средств и как следствие уменьшение простоев поездов, повышение безопасности движения, повышение практически всех качественных показателей в работе.

Кроме того, за счет внедрения системы диагностики и автоматизации руководство департамента надеется решить проблему нехватки кадров на линейных станциях, составляющей сейчас порядка 25%.

Вместе с тем полностью охватить весь полигон СКЖД новый центр пока не в состоянии – системой технического диагностирования и мониторинга устройств СЦБ на магистрали оснащено лишь пять участков: Сальск – Котельниково, Сальск – Тихорецкая, Краснодар – Крымская, Краснодар – Кавказская, Кавказская – Ставрополь общей протяженностью около 700 км, в том числе 72 станции и более полутора тысяч стрелок.

Общая же протяженность путей – около 6 тыс. км, на которых установлено около 10 тыс. стрелок.

Собственно, сейчас ни на одной из дорог в полном объеме система устранения неполадок по выявлению предотказных состояний не действует. На тех магистралях, где уже установлены системы мониторинга ЖАТ – Октябрьской и Западно-Сибирской, – так же, как и на СКЖД, параллельно с ними применяется и обычная периодическая система обслуживания устройств: механики осматривают устройства в соответствии с расчетным сроком службы того или иного технического приспособления.

По словам Виталия Кайнова, первым экспериментальным участком с обслуживанием устройств ЖАТ исключительно по новой схеме, возможно уже в этом году, станет полигон Псковской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Октябрьской дороги. Позднее, с накоплением опыта, эта технология будет распространяться и на другие участки сети. В 2008 году центры диагностики появятся на Куйбышевской и Свердловской дорогах.

По мнению главного инженера департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» Гурама Казиева, через несколько лет использование нового принципа обслуживания устройств и систем ЖАТ станет для всех филиалов компании обычной практикой.

Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону
фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31