23 июля 2021 23:09

РЖД оценили

Министры транспорта Евросоюза проанализировали реформы РЖД

Министры транспорта Евросоюза проанализировали реформы РЖД

Анализ Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) процесса регуляторной реформы РЖД (тезисы)

Основные достижения ОАО «РЖД»

• Усилия по осуществлению реформы полностью финансировались ОАО «РЖД», которое является одним из крупнейших налогоплательщиков в России (в 2006 году отчисления составили около 180 млрд руб.).

• С 2003 года ОАО «РЖД» сумело удовлетворить спрос, вызванный ростом российской экономики (грузооборот увеличился на 17%, а пассажирооборот – на 14%).

• Рост грузовых тарифов был ниже темпов инфляции, снижая транспортную составляющую в конечной цене продукции и повышая конкурентоспособность России.

• Повысились качество услуг и надежность перевозок таких важнейших грузов, как кокс, руда и продукция машиностроения, а также общая и техническая безопасность движения. Использование подвижного состава достигло рекордного уровня за последние 15 лет.

• Пассажирооборот постоянно увеличивался, но важно, что потери в пассажирских сообщениях были сокращены за счет повышения производительности, более гибкой тарифной политики и монетизации натуральных льгот. Начиная с 2005 года перевозки в пригородном сообщении пассажиров, имеющих федеральные льготы, оплачиваются по договору Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию.

• Наряду с собственными инвестициями программа реформирования содействовала частным инвестициям в приобретение грузовых вагонов, освобождая РЖД от этой части затрат. В результате доля операторских компаний и других частных собственников в общем парке грузовых вагонов возросла в 2004 – 2006 годах с 25,9% до 32,4%. Эта положительная тенденция, как представляется, будет продолжаться.


Достижения и проблемы в секторе пассажирских перевозок

Отделение междугородных пассажирских перевозок от грузовых и от инфраструктуры продвигалось, хотя и не так быстро, как предполагалось. РЖД создали структурное подразделение дальних пассажирских перевозок (Федеральную пассажирскую дирекцию), которое начало работу с конца мая 2006 года.
Сейчас осуществление междугородных пассажирских перевозок в форме структурного подразделения имеет ряд преимуществ:


• интегрированный оперативный контроль грузовых и пассажирских перевозок снижает потенциальные конфликты между пассажирскими и грузовыми перевозками и обеспечивает приоритет пассажирских сообщений в чрезвычайных ситуациях;

• увеличение финансовых возможностей РЖД защищает пассажирские сообщения от кратковременных дефицитов финансирования, которые могут возникнуть из-за затяжек с государственным финансированием или из-за ограничений роста тарифов, компенсирующего инфляцию;

• ОАО «РЖД» реализовывает единые технические стандарты на всем подвижном составе для обеспечения эффективности и технической безопасности;

• нет необходимости в отдельных законах и регламентах для операторов пассажирских сообщений;

• более успешно идет координация инфраструктурных потребностей грузовых и пассажирских перевозок.


Достижения и проблемы в секторе грузовых перевозок

ОАО «РЖД» продолжает работу по оценке целесообразности и возможности полного организационного отделения грузовых перевозок от деятельности по оказанию услуг инфраструктуры. Создана дочерняя операторская компания ОАО «РЖД» – ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК).

ПГК станет полностью конкурентным оператором с собственными вагонами для перевозки грузов более высоких классов. В качестве полностью независимой и, как можно надеяться, нерегулируемой компании с прочной базой перевозок ПГК получит доступ к частным рынкам для расширения своего парка. Кроме того, финансовый потенциал ПГК должен увеличиться за счет планируемого публичного размещения на рынке по меньшей мере значительной доли ее акций. Это, в свою очередь, даст ПГК возможность вести хозяйственную деятельность, преследуя цели увеличения капитализации бизнеса, рентабельности и отдачи на капиталовложения.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31